Светлана Мельникова
Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин
2017 год объявлен в России годом экологии.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в свете ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при формировании экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию.
Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды. Первым этапом системы экологического образования является дошкольное экологическое воспитание.
Цель экологического образования в ДОУ – формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями и умениями, опытом бережного отношения к природе.
Задачи экологического образования в детском саду:
1. Формировать у детей элементы экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2. Развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объ-ектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
3. Формировать положительный опыт эмоционально – чувственного восприятия природы, эстетического видения ее.
4. Воспитывать осознанное отношение к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Главная цель Федерального государственного образовательного стандарта - воспитание у ребенка мотивации к познанию и творчеству, формирование само-стоятельной, инициативной личности.
Педагогами нашего ДОУ экологическое воспитание детей осуществляется во всех образовательных областях.
Образовательная область «Познание».
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях); о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов, расширение кругозора. Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее планеты.
Экологические знания дети получают во время организованной образовательной деятельности, наблюдая за объектами живой и неживой природы на прогулках. Экскурсии –особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях дети знакомятся не только с растениями и животными, но и одновременно с условиями их обитания. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями широко используется экспериментально – исследовательская деятельность. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Одним из перспективных методов, способствующих решению задач экологического образования дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознатель-ность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практи-ческие умения у детей, в данном случае, в области экологического воспитания.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам. Выращивая растения, ухаживая вместе со взрослыми за обитателями уголка природы, дети на конкретном примере усваивают моральные и нравственные ценности (ценность жизни, необходимость осторожного и бережного отношения ко всем живым существам, учатся правилам поведения в природе, познают труд, направленный на поддержание условий жизни растений и животных.
Образовательная область «Речевое развитие».
Все формы познания сопровождаются речью (беседы, обсуждения, вопросы – ответы, чтение). Познавая природу, дети обогащают словарный запас определе-ниями объектов и явлений природы, различных их признаков и качеств. Немаловажная роль в экологическом воспитании принадлежит ознакомлению дошкольников с книгами природоведческого характера. Художественная литература о природе воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывают волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие».
В. А. Сухомлинский говорил о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Эмоциональный отклик детей на прекрасное в окружающем мире возникает, если они имеют возможность созерцать красоту природы, представленную в натуральном виде или в произведениях искусства. Следует иметь в виду, что красота живой природы – это экологический феномен, красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они хорошо себя чувствуют.
Образовательная область «Физическое развитие» направлено на становление здорового образа жизни у дошкольников, ознакомление со своим телом.
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация окружающей среды в ДОУ, т. к. среда это реальная действительность, в которой развивается ребенок. В нашем детском саду созданы: зимний сад, экологическая комната, уголки природы в каждой группе,
огород.
Педагоги ДОУ активно сотрудничают с краеведческим музеем (дети старшей и подготовительной к школе групп, посещая музей, знакомятся с местной флорой и фауной).
ФГОС ДО подчеркивает, что в решении задач воспитания подрастающего поколения важная роль принадлежит семье. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей эколо-гической культуры.
Совместно с родителями мы проводим экологические акции, праздники. На-пример, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, помощь зимую-щим птицам, создание игрушек из бросового и природного материала.
Дети нашего детского сада совместно с воспитателями и родителями принимают активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и акциях природоохранного характера.
В этом году мы приняли участие в
- в областном творческом конкурсе «Мир заповедной природы»
- районном фотоконкурсе «Кошки – это кошки!»
-районный конкурс (в рамках областного) детского художественного творчества «Первоцвет».
С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных про-цессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, растут увлечёнными, не равнодушными людьми.
Экологические развлечения, праздники по сезонам, способствуют эмоциональному восприятию информации, побуждению беречь богатство природы родного края.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. В наших руках будущее планеты.
«Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте всех зверей внутри себя». (Е. Евтушенко)