Вадим Воеводенко
Взаимосвязь психического здоровья и физического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье раскрывается понятие «психическое здоровье» как с медицинской, так и с психологической точки зрения. Описываются основные потребности дошкольника и значение их в психофизическом развитии ребенка. Описывается взаимосвязь психического здоровья и физического развития детей. Раскрываются некоторые пути сохранения и укрепления психического и физического здоровья ребенка в условиях детского сада и семьи.
Публикация «Взаимосвязь психического здоровья и физического развития детей» размещена в разделах
Проблема воспитания и развития здорового ребенка в, современных условиях является очень актуальной. Это можно объяснить тем, что только здоровый ребенок может достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе.
На Международном конгрессе «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке», проходившем в Москве (2004, были представлены данные о принципиальных изменениях в структуре заболеваемости детей 5–7 лет. Если ранее, на первом месте, стояли острые респираторные заболевания, то сейчас преимущественное распространение получили различные нервно-психические нарушения [6]. Среди основных причин заболеваемости особое место занимает проблема повышенной тревожности, низкой стрессоустойчивости современных дошкольников. По данным Захарова А. И., каждый третий мальчик и каждая четвертая девочка могут быть отнесены к категории «нервные дети» [1].
Термин «психическое здоровье» неоднозначен. Здесь связано две науки и две области практики – медицинская и психологическая.
В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» термин «психическое здоровье» отсутствует. Рассматривается только термин «здоровье» как состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [8].
Термин “психическое здоровье” был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе Комитета экспертов ВОЗ “Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей” (1979) сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику [5].
Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Известно, что высокая пластичность и ранимость психики дошкольника требуют бережного к нему отношения, так как именно в дошкольный период закладываются основы здоровья и физического развития человека. Дети наиболее чувствительны ко всем влияниям окружающей среды, что сказывается на их функциональном состоянии и организме в целом.
В психологической литературе, понятие психического здоровье, рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности, регуляцию поведения и деятельности [4].
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации.
Пребывание ребенка в детском саду предполагает удовлетворение таких потребностей, как:
1. Физиологические потребности - это первичные потребности человека, необходимые для жизни и существования (потребность в еде, убежище, отдыхе, движении). Для ребенка – дошкольника - это самые насущные и самые мощные потребности. Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции, состояние дискомфорта.
2. Потребность в безопасности и защите, в организации стабильности, в законе и порядке. Для ребенка очень важно ощущение того, что он находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от неблагоприятных условий внешней среды. Гарантом удовлетворения потребности в безопасности является порядок, режим, комплекс здоровье сберегающих мероприятий.
3. Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят.
4. Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение окружающих) : стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, к признанию его успехов и достижений. Удовлетворение этой потребности порождает у ребенка чувство уверенности, собственной значимости, повышает самооценку, формирует положительную Я - концепцию (Я нужен в этом мире). Очень важно понимать, что ребенку крайне необходима похвала, положительная оценка взрослого.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении) : потребность быть в мире с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в стремлении ребенка реализовать свои познавательные интересы и потребности, потенциальные возможности, показать, что он может. Важным является создание условий для того, чтобы ребенок мог осуществлять свои первые «пробы» в различных видах деятельности, в том числе и в спорте.
Психическое здоровье детей и их эмоциональное благополучие неразрывно связано с физическим здоровьем. Иначе говоря, психическое здоровье реб нка является важной предпосылкой здоровья физического. Усилия работников ДОУ сегодня направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни, организацию рационального двигательного режима. Учеными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Использовать движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям рекомендовали многие ученые. Известный русский физиолог И. П. Павлов говорил о том, что любая физическая деятельность дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение. Известно, что на любое событие, душа и тело отзываются вместе. Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку дети получают на занятиях по физической культуре, а именно в игре, а какой эмоциональный подъем наблюдаем можно наблюдать при этом! Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания. Это влияние и рекомендуют использовать для регуляции психического состояния человека.
В детском саду для снятия эмоционального и психофизического напряжения между занятиями со всеми дошкольниками проводятся расслабляющие минутки, на которых специально подобранная классическая музыка в сочетании с речевыми настройками помогают детям повысить настроение, уменьшить чувство тревоги и неуверенности. На занятиях педагога-психолога продуктивно применять релаксационные техники с элементами метода психологической релаксации Ж. Джекобсона (чередование состояний напряжения-расслабления). Релаксация способствует укреплению физического здоровья, формированию красивой осанки, а также развитие положительных эмоций и чувств, тренировке внутренней мышечной чувствительности.
Давно доказано, какой вред может принести малоподвижный образ жизни. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельная двигательная активность детей на шестом году жизни все больше ограничивается и в детском саду, и в семье (увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз). Становится тревожной тенденцией чрезмерное увлечение компьютерными играми, гаджетами, просмотрами телепередач и видеодисков, что значительно превышает по времени допустимые нормы.
В некоторых дошкольных учреждениях ведется нерациональная организация жизнедеятельности детей : сокращается длительность прогулок; занятия физической культурой на улице проводятся нерегулярно, индивидуальная работа по развитию движений незначительна, и т. п
К числу причин, влияющих на здоровье старших дошкольников, также относятся:
– отсутствие целенаправленной системы работы в условиях детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни.
– использование разных программ и технологий, не всегда соответствующих требованиям подготовки детей 5–7 лет к школе.
Но не менее опасно пренебрежение такими важными компонентами здорового образа жизни как сон, питание, закаливание. Значение правильно организованного сна для гигиены нервной системы ребенка переоценить невозможно. Еще И. П. Павловым было доказано, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме, полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.
Психическое здоровье ребенка формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Достижение психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Поэтому к каждому ребенку родители, педагоги должны подобрать индивидуальный ключ, найти свой подход. В детском саду для развития психологического здоровья дошкольников разрабатываются и реализуются педагогом-психологом индивидуальные коррекционные программы по таким проблемам, как
• снижение гиперактивности;
• снижение тревожности, страхов;
• развитие коммуникативных навыков, коррекция застенчивости;
• коррекция агрессивности и конфликтности
Работа с ребенком должна основываться на строго индивидуальном подходе, с учетом сведений, характеризующих семейную обстановку, характер и психическое состояние родителей, особенности ребенка.
Игры имеют важное оздоровительное значение, особенно для психического здоровья и физического развития детей. Отечественными психологами установлено, что игра представляет собой ведущую деятельность в период дошкольного детства, обеспечивая переход к следующей ведущей деятельности младших школьников — учебной. Оздоровительная роль игры, прежде всего, проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Положительные эмоции, возникающие в игровых действиях, рассматриваются как надежный антистрессовый фактор. Игры познавательного и развлекательного характера могут предупредить развитие нарушений в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма ребенка. Оздоровительный эффект от игры, проведенной на свежем воздухе в парке, лесу, на прогулочной площадке, улице, будет значительно выше, чем от игры в закрытом помещении, как бы хорошо ни было проветрено, освещено и чисто. Оптимальная температура воздуха от -16 до +16.
Игра — это наилучший регулятор эмоционального поведения ребенка. Игровая коррекция поведения старшего дошкольника начинается с использования игры-драматизации, в которой роли распределяет сам ребенок. Обязательной особенностью игры является не только объяснение взрослым ее содержания, но и смена ролей, когда ребенок выступает, например, то в роли мамы, то папы и т. д.
В общении с детьми важно не сравнивать их друг с другом, не подчеркивать достоинства одного или недостатки другого, чтобы сверстник не становился для них средством самоутверждения. Успех товарища не должен воспринимается реб нком как собственное поражение. Атмосфера добра в коллективе - условие здорового развития ребенка. Тем самым обогащается эмоциональный мир ребенка, исчезают ненужные страхи и тревоги.
Использование игр с эмоционально-оздоровительными целями возможно и у младших дошкольников при разыгрывании кукольных сцен. Взрослые должны приготовить набор игрушек, изображающих мальчиков и девочек, а также раз-личных животных (волк, заяц, медведь, еж, лисица и др.). Правильно разыгранное взрослыми кукольное представление побуждает детей к активному участию в нем с оказанием помощи персонажу, попавшему в беду.
Также можно предложить детям песок и воду, которые оказывают благотворное влияние на их психическое развитие.
Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте. Важно не только с нравственных, но и с оздоровительных позиций трудиться рядом с ребенком. Положительные эмоциональные переживания во время такой совместной деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем.
Между понятиями труд (деятельность, эмоции и здоровье есть глубокая внутренняя связь. Потребность в деятельности — необходимое условие развития человека, которое проявляется в раннем возрасте сначала в виде предметной деятельности, потом — игры. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться уже в дошкольном возрасте, дать почувствовать ему ту эмоциональную окраску, которая есть у любого творческого труда. Это очень важно не только с нравственных позиций, но и с оздоровитель-ных. Эмоциональные переживания во время такой деятельности оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние мозга, повышают тонус, что улучшает деятельность всех органов и систем, протекание биохимических процессов. В результате возрастает работоспособность, улучшается настроение и медленнее наступает утомление. Сам характер игровой, а в последующем и трудовой деятельности претерпевает изменения в течение дошкольного детства. Старшие дошкольники играют, занимаются конструированием, лепкой, рисуют. Особенно эффективными для устранения повышенной тревожности и нервности детей являются рисунки с обязательным изображением его автора смелым и храбрым. Все выдающиеся отечественные педагоги очень хорошо понимали роль эмоций в воспитании здорового ребенка. Для того чтобы психическое здоровье ребенка формировалось нормальными темпами и он рос здоровым, педагог должен поддерживать в нем жизнерадостное настроение и бодрость. Отечествен-ный врач и педагог Е. А. Аркин указывал: «Как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру — всецело дело воспитания, результат тех примеров и образцов, которые ребенок видит и слышит со стороны родителей» [7].
Таким образом, достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. Совместная работа педагогов и родителей по укреплению здоровья ребенка, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.