Григорьева Галина Сергеевна
Статья. Возможности театрализованных игр в развитии выразительности речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности театрализованных игр в развитии выразительности речи у детей дошкольного возраста
Процесс формирования выразительности речи выступает перед дошкольником как особая область объективных отношений, которую он постигает в процессе практического использования языка, в некотором смысле, система языка «извлекается ребенком» из речи окружающих людей. Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованным играм, которые сконцентрировали в себе всю красоту и богатство русского языка.
Публикация «Статья, Возможности театрализованных игр в развитии выразительности речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованной деятельности, которая позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся не только формирования выразительности речи, но и интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Театрализованная деятельность ребенка - это системный процесс, который начинается с ознакомления с литературной основой будущего спектакля, продолжается в пробах себя в избранной роли или роли понравившегося героя воспринимаемого спектакля, в осмыслении и разучивании роли, и заканчивается самостоятельным воплощением образа героя и замысла спектакля.
Театрализованная деятельность - это игровая деятельность, в которой ребенок в силу специфических особенностей должен тонко чувствовать эмоциональные состояния персонажей, занимать позицию сочувствующего, сопереживающего и содействующего героя или зрителя.
Таким образом, театрализованная деятельность является мощным средством гармоничного развития и творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
В основе театральной деятельности лежит театрализованная игра.
Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр заключается в наличии готового сюжета, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения [23, с. 76].
Воспитательные возможности театрализованной игры широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность.
Театрализованная игра позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность формировать выразительную речь.
Театрализованные игры позволяют ребенку приобщаться к достижениям истории культуры и, осваивая их, становиться культурным человеком. Самодеятельность ребенка служит развитию его творческих способностей в процессе освоения культуры. Театрализованная игра, имеет огромную педагогическую ценность, состоящую в его познавательном, эстетическом и воспитательном значении [9, с. 38]. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать своё отношение к его явлениям и событиям.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие и радость. Увлекательность, образность, эмоциональность, динамизм театрализованных игр, которые передаются с помощью особых стилистических средств, близки психологическим особенностям детей, их способу мыслить, чувствовать, воспринимать окружающий мир и выражать свое отношение к его явлениям и событиям.
В отечественной дошкольной педагогике выполнены исследования по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных игр (Г. И. Батурина, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Г. Ф. Кузина, О. И. Соловьёва, Е. И. Радина и др.) [24, с. 48].
Исследования можно сгруппировать в соответствии с тремя основными направлениями:
- общевоспитательное значение;
- важное средство приобщения к культуре своей страны.
Можно утверждать, что театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Развитие ребенка в театрализованной игре, в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- поощрять исполнительское творчество;
- развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
- побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д. ;
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [20, с. 46].
Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
Таким образом, для успешного формирования детей выразительной стороны речи в театрализованной игре необходимо соблюдать ряд условий:
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса;
- содержательность и разнообразие тематики;
- последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличие интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми;
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
- максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры [7, с. 42].
Театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям, которые развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым формировать выразительную речь.
Театрализованная игра позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.
Итак, работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад.
Таким образом, театрализованная игра позволяет детям старшего школьного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация театрализованной деятельности. Театрализованная игра является важнейшим средством формирования выразительной речи, и одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: развивать играя.