Кристина Коноваленко
Журнал «Академия интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
Коноваленко Кристина Александровна
МБДОУ «ЦРР – д/с «Золушка»,
Республика Хакасия, г. Абакан
воспитатель
«Чтение книг – тропинка, по которой
думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
В. А. Сухомлинского
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на всестороннее развитие ребенка. В дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру более многогранно. В систему художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями формируется художественное мышление.
Публикация «Журнал „Академия интеллектуального развития“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь здесь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития его личности – этапе дошкольного детства. Чтобы по возможности избежать субъективности при отборе произведений для чтения детям, рекомендуется руководствоваться рядом важнейших принципов, разработанных в педагогической науке:
Принцип художественности
Принцип нравственности
Принцип жанрового и тематического многообразия
Принцип доступности для восприятия ребенком произведения.
Для организации занятий по чтению художественной литературы, перед воспитателям стоят следующие цели и задачи:
• создание ситуации развития для формирования у ребенка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в прослушивании, а в дальнейшем и в самостоятельном чтении художественной литературы;
• создание ситуации развития для воспитания грамотного и чуткого слушателя (в дальнейшем читателя).
Образовательные задачи:
• учить слушать рассказы, сказки, стихотворения, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;
• учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своем понимании характеров персонажей;
• создать социальную ситуацию развития навыков выразительного чтения стихов и участия в ролевых театрализованных играх и инсценировках.
Развивающие задачи :
• создать условия для эстетического и нравственного развития личности ребенка;
• создать условия для формирования и развития грамотной и литературной речи.
Воспитательные задачи:
• воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;
• способствовать формированию литературно-художественного вкуса.
Чтение художественной литературы является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно чтение – это средство духовно – нравственного воспитания личности и всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и трудный. Поэтому для ознакомления детей с художественной литературой, педагог использует педагогические приемы:
наглядные – знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя); демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги); детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа; рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;
словесные приёмы - беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности; выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей; пояснение значения незнакомых слов: замена синонимом в процессе чтения, например, «венец — корона», «лукавый — хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок; обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы. творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов;
игровые приёмы - использовала всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения) : костюмированная постановка с участием детей; театральные постановки и игры (настольные, кукольные); дидактические литературные игры и викторины.
В заключении хотелось бы отметить, что ежедневное чтение художественной литературы, воспитывает у детей привычку к сосредоточенному слушанию произведения, следовательно оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.
«Привейте человеку вкус к чтению и дайте
возможность читать и Вы неизбежно
сделаете его счастливым»
Джон Хершел
Список используемой литературы
1. Бушнева И. М. Педагогические советы. Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, М. : 2010.