Папки-передвижки

Журнал «Академия интеллектуального развития»

Кристина Коноваленко
Журнал «Академия интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Коноваленко Кристина Александровна

МБДОУ «ЦРР – д/с «Золушка»,

Республика Хакасия, г. Абакан

воспитатель

«Чтение книг – тропинка, по которой

думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка».

В. А. Сухомлинского

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на всестороннее развитие ребенка. В дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру более многогранно. В систему художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и сенсорными способностями формируется художественное мышление.

Публикация «Журнал „Академия интеллектуального развития“» размещена в разделах

Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь здесь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на важном этапе развития его личности – этапе дошкольного детства. Чтобы по возможности избежать субъективности при отборе произведений для чтения детям, рекомендуется руководствоваться рядом важнейших принципов, разработанных в педагогической науке:

Принцип художественности

Принцип нравственности

Принцип жанрового и тематического многообразия

Принцип доступности для восприятия ребенком произведения.

Для организации занятий по чтению художественной литературы, перед воспитателям стоят следующие цели и задачи:

• создание ситуации развития для формирования у ребенка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в прослушивании, а в дальнейшем и в самостоятельном чтении художественной литературы;

• создание ситуации развития для воспитания грамотного и чуткого слушателя (в дальнейшем читателя).

Образовательные задачи:

• учить слушать рассказы, сказки, стихотворения, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;

• учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своем понимании характеров персонажей;

• создать социальную ситуацию развития навыков выразительного чтения стихов и участия в ролевых театрализованных играх и инсценировках.

Развивающие задачи :

• создать условия для эстетического и нравственного развития личности ребенка;

• создать условия для формирования и развития грамотной и литературной речи.

Воспитательные задачи:

• воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;

• способствовать формированию литературно-художественного вкуса.

Чтение художественной литературы является самым доступным и коротким путем приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно чтение – это средство духовно – нравственного воспитания личности и всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и трудный. Поэтому для ознакомления детей с художественной литературой, педагог использует педагогические приемы:

наглядные – знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя); демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги); детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа; рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;

словесные приёмы - беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности; выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей; пояснение значения незнакомых слов: замена синонимом в процессе чтения, например, «венец — корона», «лукавый — хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок; обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы. творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов;

игровые приёмы - использовала всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения) : костюмированная постановка с участием детей; театральные постановки и игры (настольные, кукольные); дидактические литературные игры и викторины.

В заключении хотелось бы отметить, что ежедневное чтение художественной литературы, воспитывает у детей привычку к сосредоточенному слушанию произведения, следовательно оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

«Привейте человеку вкус к чтению и дайте

возможность читать и Вы неизбежно

сделаете его счастливым»

Джон Хершел

Список используемой литературы

1. Бушнева И. М. Педагогические советы. Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, М. : 2010.

Публикации по теме:

«Академия Монсиков» базовый курс развития эмоционального интереса детей 5–7 лет «Краски эмоций»«Академия Монсиков» базовый курс развития эмоционального интереса детей 5–7 лет «Краски эмоций» Я с 2017 года работаю по программе «Академия Монсиков». Развитие эмоционального интеллекта детей 5-7 лет. Тема занятия: Мими и Краска.

Отчет о работе клуба для родителей «Академия развития» Клуб для родителей-является современной и продуктивной формой взаимодействия с семьей. Цель клуба: -Формирование доверительных отношений.

Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Педагогическая система Ф. Фребеля как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста Фридрих Фребель, немецкий педагог, теоретик.

Презентация «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т. И. Бабаевой, Л. М. Маневцовой,.

Проект «Использование современных игровых технологий для интеллектуального развития». Приложение 1 Приложение 1 Игры для интеллектуального развития детей Игра «Подбери кораблику парус» Цель: Учить находить предмет соответствующего цвета,.

Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития Современная ситуация в обществе с характерным.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольниковСовременные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников Современные игровые технологии как средство интеллектуального развития дошкольников. Внедрение ФГОС ориентирует сегодня педагогов на воспитание.

Консультация «Тактильная книга, как средство интеллектуального развития детей младшего возраста» Организуя игровую деятельность воспитанников, я стремилась найти, что то новое, нетрадиционное. Хотелось избежать формального игрового.

Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника. Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Журнал «Академия интеллектуального развития»
Опубликовано: 22 января 2019 в 19:08
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Журнал «Академия интеллектуального развития»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Коноваленко (УИ 1289792) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД