Наталья Маковкина
Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Детство — уникальный период становления и развития личности. В этот период закладываются основные жизненные принципы и фундаментальные качества личности, которые обеспечивают эмоциональный комфорт, личностное благополучие, психологическую устойчивость.
Публикация «Эмоциональное благополучие как фактор интеллектуального развития, психического и физического здоровья дошкольника,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Каждый ребенок в период детства должен чувствовать себя в безопасности. Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, эмоционально-личностного благополучия в конкретных социально-психологических условиях, а также способность человека отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Это отсутствие ситуаций ущемления прав ребенка и психологического ущерба личности.
Ведущей сферой в психическом развитии ребенка дошкольного возраста, является - эмоциональная. Эмоциональная стабильность — залог психического здоровья детей. Это основа для осознания ребенком себя. Главным условием физического и душевного здоровья ребенка является эмоциональное благополучие.
В дошкольный период формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность и деятельность. Ребенок учится управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат. Также начинает объективно себя оценивать. В этот период усложняется эмоциональная жизнь дошкольника, обогащается эмоциональная сфера ребенка, формируются высшие чувства.
Интенсивно идет познавательное развитие дошкольника. Он овладевает родным языком, учится не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации. Также совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства и времени. Речь превращается в орудие мышления и средство познания.
Психологическое здоровье проявляется в позитивных психологических характеристиках, установках и качествах. У дошкольника оно обнаруживается в развитой активности, любознательности, стремлении к самостоятельности, открытости и доверчивости взрослым.
Эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Психологи акцентируют внимание на том, что раннее неблагополучие аффективных отношений c близкими взрослыми и сверстниками создает опасность нарушения последующего формирования личности.
Считается, что именно в дошкольный период детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение и выстраивание его первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы.
Познавательная сфера состоит из трех компонентов: познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление); информация (опыт и достижения, накопленные человечеством); отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
В процессе деятельности и познания окружающего мира, самого себя, в процессе общения со взрослыми и сверстниками ребенок испытывает разнообразные эмоции и чувства. Чувства человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. Эмоции и чувства — формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении ребенка к окружающему миру, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.
Важно понимать то, что работа педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста должна быть направлена на все три компонента познавательной сферы. Необходимо учитывать, что процесс познания ребенка отличается от процесса познания взрослого. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично, а у детей наоборот, отношение первично, а информация вторична.
Таким образом, при всей важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Эмоции влияют на течение всех познавательных процессов, они могут избирательно развивать одни познавательные процессы и тормозить другие. Ребенок, реагирует на предметы, ситуации, людей в зависимости от их значимости, чем важнее, интереснее и привлекательнее, тот или иной предмет или явление, тем лучше он воспринимается. Чем больше ребенку интересна та или иная деятельность, тем больше он изучает эту деятельность. Именно поэтому можно утверждать о возможной взаимосвязи эмоционального, социального и нравственного развития дошкольников.
Л. С. Выготский рассматривает переживания ребенка, его отношение к среде, как важное звено социальной ситуации развития, фиксирующее в себе разнообразное влияние внешних и внутренних условий. Автор указывал на взаимосвязь «аффекта и интеллекта», т. е. связь между развитием познавательной деятельности ребенка и развитием его эмоциональной сферы.
Нарушение эмоциональной сферы вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие личности.
Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность. Ребенок может замкнуться в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основой являются положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный поступок.
Забота о здоровье детей в образовательном пространстве — это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека сегодня и безопасности нации завтра. Этап дошкольного возраста — это основа обеспечения целостного развития личности ребенка : интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.