Мария Чикина
Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития
Современная ситуация в обществе с характерным для нее возрастанием количества семей, воспитывающих детей с нарушением интеллектуального развития, дает возможность говорить о необходимости изучения феномена психологической готовности матери к рождению такого ребенка. Психологическая готовность матери к рождению детей с ОВЗ (англ. psychological readiness) — система психологических характеристик субъекта, обеспечивающая успешное воспитание детей с ОВЗ. Актуальность исследования обусловлена и тем, что особое внимание специалистов фокусируется на дезинтеграции семейных отношений и связанных с этим последствий для членов семьи.
Публикация «Психологическая готовность матери к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Интерес к изучению психологической готовности матери к рождению ребенка с нарушением интеллекта объясняется тем, что появление в семье ребенка с отклонениями в развитии всегда вызывает стрессовую ситуацию, тем самым создавая специфическую социальную ситуацию развития ребенка. Матери детей с нарушенным интеллектом часто бывают не готовы к взаимодействию с ребенком, вследствие чего может возникнуть эмоциональное отторжение и непринятие в целом.
Психологическая готовность одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая психологическими факторами. В проблеме психологической готовности выделяют общую (заблаговременную, длительную) и ситуативную (временную) готовность. Первая представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникает состояние психологической готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности — ситуационная готовность. Она представляет собой актуализацию, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуационная готовность — это динамическое целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Будучи целостными образованиями, общая и ситуационная психологическая готовность включают следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и т. п.); б) познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели); в) эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, болезни).
Певзнер М. С. утверждала, что «психологическая готовность матери складывается из ее личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности принимаемых мер. Анализ поведения матери в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Общим средством повышения психологической готовности является психологическая подготовка, предвидение хода протекания управляемого процесса».
Исследования Варга А. Я., Забрамной С. Д., Мамайчук И. И. и др. показали, что сообщение о нарушениях интеллектуального развития ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. При появлении ребенка с нарушением интеллектуального развития меняет видение матери, мешает контролировать свое поведение, отрывает от реальных событий, смещает акценты социальных ролей в семье, заводит мать в тупик.
Это защитно-оборонительные модели поведения проявляется в двух формах: агрессивно - обвиняющем и пассивно - отрицательном. Матери детей с проблемами в развитии используют приемы замещения и отрицания, чтобы убедить себя и свою семью в собственной нормальности. Данные приводимые в исследовании были собраны на базе казенного общеобразовательного учреждения Воронежской области «Воронежская школа-интернат № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Тема чувства собственной успешности обсуждалась с родителями воспитанников школы-интерната № 7. Из 30 опрашиваемых матерей, имеющих одинаковую социальную и семейную ситуацию, почти 70% родителей маленьких детей склонны переоценивать их способности, а 25% - недооценивают. Только 5% родителей правильно оценивают возможности своих детей. Следовательно, большинство из них нуждаются в помощи специалистов.
Пока ребенок маленький мать может полностью симулировать нормальный круг деятельности. В это время есть лишь небольшое различие между ребенком с отклонениями в развитии и другими детьми. Когда дети становятся старше, различия становятся более выраженными. Анализ результатов матерей детей с нарушением интеллектуального развития показывают преобладание общей неудовлетворённости семейной ситуацией. Содержательно это можно объяснить так: матери испытывают депрессию, у них повышена утомляемость, наблюдается отсутствие смысла жизни и высшей цели, недостаток персональных внутренних ресурсов. Из беседы с матерями, воспитанников школы-интерната № 7 выяснялось, что у всех опрошенные матерей бессонница, необоснованный страх, гнев на себя за судьбу ребенка и уныние.
Стратегии нормализации материнского отношения к ребенку с нарушением интеллектуального развития акцентирует внимание на попытках сохранить всестороннее взаимодействие семьи с обществом. Такой подход подразумевает, что оздоровительные программы должны быть направлены и на общество, чтобы изменить социальное отношение к таким семьям, что позволило бы матерям более успешно контактировать и налаживать связи внутри социума. Отношение окружающих людей имеет решающее значение для матери ребенка с нарушениями в борьбе с трудностями и разочарованиями при воспитании своих детей, и это является центральным звеном психологической готовности матерей к рождению ребенка с нарушением интеллектуального развития.