Людмила Владимировна Иванова
Статья: «Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности в условиях социозащитного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ: «Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности в условиях социозащитного учреждения»
В статье автором отражены средства социально-культурной деятельности, при помощи которых происходит социальная адаптация детей-сирот в условиях социозащитного учреждения.
Автор: Багнюк Л. В., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Публикация «Статья: „Социальная адаптация детей-сирот средствами социально-культурной деятельности в условиях социозащитного учреждения“» размещена в разделах
Аннотация: в статье рассматриваются основные приоритетные направления социальной адаптации подростков – выпускников интернатных учреждений и опыт их реализации путем приобщения к социально-культурной деятельности в условиях СПбГБУСО социального приюта для детей «Транзит» (г. Санкт-Петербург).
Ключевые слова: жизнеустройство выпускников социозащитных учреждений; социокультурное воспитание; программа социальной адаптации; профилактика девиантного поведения сирот; сиротство.
Резкие изменения в Российском обществе, произошедшие во всех сферах - экономической, политической, социальной и духовной - наряду с позитивными переменами выявили ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на социализацию подрастающего поколения и в первую очередь наиболее незащищенной категории граждан, которыми являются дети-сироты. В современной России можно констатировать кризисное состояние института семьи, которое выражается в росте числа неполных и проблемных семей, конфликтах между супругами, отказе супругов от детей и, как следствие, возрастании числа социальных сирот, то есть детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих свои обязанности по их воспитанию.
Защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала одной из самых острых социальных проблем в социальной политике Российского государства. Реальную картину сиротства в России определить сложно. Ежегодно более полумиллиона детей разного возраста остаются без попечения родителей. Причин этому много, и среди них большое значение имеет то, что на протяжении почти всего XX века политика нашего государства состояла в том, чтобы определять детей-сирот в специально организованные для них учреждения, что может рассматриваться как своеобразная резервация детей. Поэтому общество уделяло недостаточно внимания этой категории детей, фактически оно не решало их проблемы, а скорее их «консервировало». По-прежнему наиболее распространенной формой устройства детей, как отмечает Л. И. Смагина, лишившихся попечения родителей, остается их направление в социозащитные учреждения. Ежегодно в них оказывается около трети детей, лишившихся родительского попечения.
Ребенок, который потерял родителей, занимает особое, по-настоящему трагическое положение в социуме, оставаясь один на один со своими переживаниями, мыслями и чувствами. Ему предписаны определенные льготы со стороны государства, но ребёнок изначально лишен главной поддержки - семейной, родственной, именно поэтому растет маргинализация и криминализации среди детей-сирот, повышается аполитичность, страх, а отсюда - возникает потребительское отношение к жизни, фатализм, узость мировоззрения. Отсутствие единой организационной структуры взаимодействия учреждений и служб социальной помощи, противоречивость нормативно-правовой базы усугубляют эти явления.
Проблема социальной адаптации детей-сирот многоаспектна и находит отражение в научных исследованиях педагогики, психологии, социальной медицины, культурологии, социальной работы и социально-культурной деятельности. В отечественной психологии (Л. C. Выготский, Л. И. Божович, М. И. Лисина, B. C. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.) вопросам социальной адаптации отводится значительное место, в котором центральную роль занимает развитие личности во взаимодействии взрослого и ребенка. Теоретическими основаниями изучения проблем сиротства выступают подходы, нашедшие отражение в философских, медико-социальных, психолого-педагогических концепциях социальной защиты, системы воспитания; социально-педагогических концепциях активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности; исследования в области социальной работы с семьей. Ряд психологических и педагогических исследований посвящен изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских социозащитных учреждениях. В современных научных исследованиях, как отмечают В. Д. Бахарев и И. А. Григорьева, созданы предпосылки для комплексного изучения социального сиротства: анализ общих подходов к реабилитации детей-сирот; профилактика предотвращения роста числа отказных детей и ранняя диагностика причин этого явления; взаимная дополняемость ролей различных социальных партнеров в работе с семьей и детьми-сиротами. Самостоятельную группу источников в изучении проблем сиротства составляют научные исследования в области социально-культурной деятельности, народного творчества, культуры быта, социально-культурной анимации, культурно-досуговой деятельности, социального менеджмента и связей с общественностью, изучающие механизмы взаимовлияния культуры и искусства на гуманизацию российского общества. При этом ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности. Включение сирот, подростков в социально-культурную систему связей и отношений, открытие новых жизненных перспектив, реальных путей успешной социальной адаптации, формирование базовых ценностных ориентаций, установок личности, предотвращение девиантного поведения - такова основная характеристика профилактической социально-культурной деятельности, имеющей целью социальную адаптацию детей-сирот, подростков, выпускников социозащитных учреждений.
Цель исследования
Под понятием социальной адаптации нами понимается возможность жизнеустройства выпускников социозащитных учреждений в социуме. Социальная адаптация представляет собой процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды. Главной проблемой социальной адаптации является способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. За этой способностью стоит развитое Я - субъект осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот подросткового возраста являются согласование оценок притязаний детей из интернатных учреждений, их личностных возможностей со спецификой условий региона и общества в целом; выявление их целей, ценностных ориентаций, способностей и возможностей реализации их в конкретной социальной среде. Перспективы социальной адаптации подростков из социозащитных учреждений Санкт-Петербурга зависят, во-первых, от особенностей этого города и, во-вторых, от эффективной деятельности государственных и общественных организаций, участвующих в этом процессе. В инфраструктуре Санкт-Петербурга сложилось и функционирует гибкая, отвечающая современным тенденциям развития большого города, система социозащитных учреждений, решающих вопросы жизнеобеспечения данной категории. Одним из таких учреждений является СПб ГБУСО социальный приют для детей «Транзит», основными целями которого являются: социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; социальная адаптация и социальная реабилитация, охрана жизни и здоровья, нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; определение совместно с территориальными и отраслевыми органами управления Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления оптимальных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полученные на основании комплексной диагностики воспитанников приюта данные позволяют выделить основные проблемы, требующие решения, и приоритетные направления работы: дефицит социализации и прежде всего слабое освоение основного репертуара семейных ролей; низкий уровень коммуникативной культуры, препятствующий формированию социально адаптивных умений и навыков; проблемы личностного характера, препятствующие социальной адаптации; социально-правовая безграмотность.
Материал и методы исследования
Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед воспитанниками в плане их социальной адаптации, является одной из главных задач приюта. Программа социальной адаптации воспитанника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разрешение вышеуказанных проблем. Наиболее эффективными формами и методами социальной адаптации детей-сирот является социально-культурная деятельность в условиях социозащитных, образовательных и других организаций независимо от форм собственности. Это обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые проблемы, находящиеся вне пределов досуга, а также возможностями оптимизировать социально-интеграционные условия жизнедеятельности ребенка-сироты. С целью развития социально-адаптационного потенциала подростков средствами социально-культурной деятельности в центре разработана комплексная модульная программа, включающая в структуру 10 основных модулей: «Семья», «Толерантность», «Досуг», «Культура поведения», «Здоровый образ жизни», «Профориентация и трудоустройство «Трамплин», «Патриотическое воспитание», «Безопасный мир», «Социально-правовая адаптация», «Социально-бытовая адаптация». В каждом модуле сформулированы цели, задачи, тематика, прописаны требования к модератору и ожидания от участников в процессе освоения модуля, а также обозначен предполагаемый социальный эффект его применения.
Результаты исследования и их обсуждения
Рассмотренные на примере модуля «Семья», транслирующего основанные приоритеты семейных ценностей и традиций, направления работы позволяют выделить «ступени роста» воспитанников от пассивного участника до активного субъекта, что дает возможность не только фиксировать развитие адаптационного потенциала детей-сирот, но и говорить об эффективности заявленной модульной программы в целом. Это подтверждается результатами итогового диагностического замера критериев социальной адаптации: только 5 % воспитанников (первичная диагностика - 36 %) характеризуются социальной дезадаптированностью; у 16 % воспитанников (первичная диагностика - 26 %) наблюдается умеренное снижение социальной адаптации; у 11 % (первичная диагностика - 38 %) - низкий уровень социальной адаптации; у 68 % воспитанников (при первичной диагностике не выявлен) зафиксирован устойчивый средний уровень социальной адаптации. Таким образом, средства социально-культурной деятельности с использованием различных технологий позволяют как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся на современном этапе социальной адаптации детей-сирот эталонами для решения различных проблем личности в условиях приюта. Использование модульных блоков является эффективным, так как позволяет комплексно решать задачи оптимизации, вариативности и структурирования содержания занятий на деятельностной основе, осуществлять поэтапно контроль успешности усвоения социального опыта.
Заключение
Результаты работы СПбГБУСО социальный приют длядетей «Транзит» свидетельствуют об эффективности развития адаптационного потенциала детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами и формами социально-культурной деятельности путем преобразования социально-воспитательной среды. В результате данного преобразования повышается общекультурный и творческий уровень воспитанников; развиваются навыки общения со сверстниками и взрослыми; предоставляется возможность применения своих творческих способностей, самостоятельности, активности, а главное, происходит подготовка к самостоятельной жизни. Опыт приюта «Транзит» по социальной адаптации подростков - выпускников интернатных учреждений - может быть использован в деятельности государственных организаций при выработке направлений по социализации детей-сирот, в проектировании социокультурных программ профилактической направленности в досуговой и образовательной сферах, в деятельности общественных организаций и волонтеров, социально-реабилитационных центрах, системе переподготовки кадров и повышения квалификации для специалистов социозащитных учреждений, органов опеки и попечительства, в учебном процессе вузов при подготовке социальных педагогов и технологов социально-культурной деятельности.
Список литературы:
1. Бахарев В. Д., Григорьева И. А. Социальная профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: Уч. -метод. пособие. – СПб., 2007. – 198 с.
2. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк. – М., 2003. – 86 с.
3. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. – М., 2012. – 261 с.
4. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. – М., 1998. – 246 с.
5. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л. М. Шипициной и Е. И. Казаковой. – СПб., 2010. – 108 с.
6. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. – СПб., 2011. – 54 с.
7. Плоткин М. М. Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей // Педагогика. – 2000. – № 1. – С. 47-51.
8. Сиротство как социальная проблема: Пособие для педагогов /Под ред. Л. И. Смагиной. – М., 2014. – 144 с.