Наталья Бабаева
Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни следует проводить активную, упорную и систематическую работу по творческому развитию малыша, и прежде всего образных представлений. Я считаю, что необходимо ребенку давать как можно чаще возможность пофантазировать, задавать вопросы о чем-либо, предлагать описать что-либо. Фантазии ребенка должны быть обращены к тем предметам, вещам, явлениям,описания которых отсутствуют в тексте. Начиная с третьего года жизни у ребенка появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока часто зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов. В этом возрасте малыша постепенно необходимо приучать анализировать текст. Беседуя о тексте, наряду с вопросами "кто?", "как?", "где?", необходимо задавать вопросы "почему?", "зачем?". В связи с психологически ми особенностями данного возраста следует обращаться к научно-художественной литературе, которая удовлетворяет потребности малыша в его " почему?". Ребенок в этом возрасте умеет заметить то, что уже не замечает взрослый.
Публикация «Русские народные сказки как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Четыре года - возраст, когда ребенок начинает развиваться интеллектуально. Но я считаю, что для ребенка нет лучшего чтения, чем сказка. Ребенок- читатель и слушатель особенный. Его сердцу и уму больше всего говорит сказка. Его разум еще не готов воспринимать абстрактные рассуждения. Он куда более эмоционален, чем рассудителен. Сказка- это ничто иное, как особое средство пост женив жизни. Особый ракурс, близкий и понятный детям. Способ познания, изучения, раскрытия действительности.
Я проводила с детьми беседу по содержанию сказки, чтобы раскрыть ее главный смысл. Содержание может быть хорошо знакомо детям, важно не опоздать с главным- научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Герои сказок становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать при мерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
СКазки способствуют воспитанию правильной устной речи детей : расширяется и активизируется словарный запас детей, развивается связная речь, развивается интонационная выразительность речи.
Иллюстрации к сказка привлекают внимание детей, помогают воспринять услышанное, раскрывают содержание, пробуждают у детей способность со-страдать, со-чувствовать, со-радоваться. Знакомя детей с иллюстрациями, я обращала их внимание на те потребности, которые подсказали бы им что-то о настроении, переживаниях персонажей. Повторные рассматривается знакомых рисунков, раздумья о героях, о событиях сказок усиливают детские впечатления, развивают способность творчески воспринимать произведения искусства, формируют умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Дети часто хотят посидеть и полистать красочную книгу, разыграть отдельные сказочные эпизоды как с плоскими фигурами, так и и с объемными, сделанными из различных материалов.
Развивая речевую выразительность, я предлагала детям задания на определение настроения, выраженного одной и той же фразой, произнесенной с различной интонацией. Допустим, произношу то радостно- восторженно, то озабоченно-грустно какую-нибудь фразу. Дети должны определить, в каком случае звучит радость, а в каком передается грустное настроение. Детям предлагается произнести фразу то радостно- восторженно, то озабоченно- грустно, то удивленно то возмущенно и т. д.
Я предлагала детям послушать и запомнить потекши, считалки о тех сказочных персонажей, которые встречались в сказках. Очень полезной игрой - забавой является загадывание загадок. Загадки развивают соо разительность, ум, расширяет кругозор и обогащают речь. Беседуя с детьми по сказкам, я предлагала разнообразные творческие задания. Например, придумать новые названия известных сказок. (Сказка " Три медведя", новое название " Медвежья избушка", "Девочка и медведи". Найти ласковые, грустные, веселые, красивые слова (образовывать от предлагаемых слов новые ласковые слова (заяц- заюшка, заинька, зайка; лиса - лисичка, лисонька, волк волчок и т. д.) Подобрать противоположные по смыслу слово (петушок- смелый, а медведь, волк и собаки. трусливые). На занятиях по художественному творчеству я предлагала детям что-нибудь сделать по знакомой сказке : нарисовать персонажей сказки, изобразить сказку с помощью пластилина. Используя уже изготовленных из пластилина зайца, волка и лису, ребенок сможет придумать и разыграть свою собственную сказку.
Сказка учит детей понимать, что хорошо, а что плохо, проявлять доброты, внимание по отношению друг к другу, договариваться друг с другом. Сказки могут научить детей мыслить логически, развивать творческое воображение, речь способность не теряться в сложных ситуациях.
потребности малыша в его "почему?".