Айгуль Ахметова
Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ»
В нашем детском саду работает творческий педагогический коллектив, увлеченный единой идеей и желанием достичь высоких результатов. Работая в режиме развития, педагоги МАДОУ Детский сад № 325 ведут экспериментальную работу по индивидуальным проблемам, направленную на обеспечение общего развития детей.
Публикация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
С 2014 года детский сад является пилотной площадкой при Институте развития образования Республики Башкортостан по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Приоритетным направлением деятельности коллектива МАДОУ Детский сад № 325 является образовательная область «Познавательное развитие».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования познавательное развитие предполагает :
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
— формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В Стандарте используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Познавательные интересы — это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора. Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
К первой стадии относят любопытство. Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета – занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 23 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности — учебно–познавательная задача.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Наш детский сад ведет исследование проблемы развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ посредством одного из таких инновационных методов, который предполагает использование в деятельности оригинальных методических пособий – «лэпбук».
Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что дословно переводится как «наколенная книга». Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.
Первые «наколенные книги» были созданы американцами. Лэпбук — это книжка–раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Внедрение в практику работы МАДОУ Детский сад № 325 метода «Лэпбука» начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Со специалистами учреждения была проведена работа по изучению теоретического материала о сущности лэпбука. Были подобраны наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары– практикумы: «Лэпбук — инновационная форма работы познавательно–исследовательской деятельности с воспитанниками в ДОУ», «Лэпбук — одна из форм совместной деятельности детей и взрослых», педагогические тренинги, коллективные просмотры презентаций, консультации: «Что такое лэпбук?», «Лэпбук как творческий продукт познавательной деятельности воспитанников в ДОУ», мастер– классы: «Технологии лэпбук и ее применение», «Изготовление лэпбук и работа с ним», методические выставки и др.
Таким образом, сформированный банк передового опыта позволяет нам перспективно отслеживать и прогнозировать инновационные процессы, исходя из кадровых ресурсов и профессионализма коллектива.
Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание книги, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста:
— лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
— это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
— ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
— лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей — кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям — задания, подразумевающие умение писать и т. д.);
— создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
— создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Этапы создания лэпбука :
1. Выбор темы.
Тема может быть любая — птицы и насекомые, домашние и дикие животные, цветы и деревья, звезды и планеты, динозавры, композиторы и писатели, мультфильмы, времена года, праздники, исторические события и др. При этом можно взять за основу какое–либо литературное произведение и изучить его с разных сторон. Например, на основе сказки про Золушку можно изучать тыквы, мышей, Францию и французский язык, традиции королевских семей Европы, обсуждать такие качества характера как зависть, терпение или трудолюбие, предложить написать современный вариант сказки и т. д.
2. Составление плана будущего лэпбука.
Необходимо определиться какие подтемы вы хотите раскрыть — это и будет содержание миникнижечек. Лучше начать с 57 пунктов (книжек, но вообще здесь нет ограничений.
3. Рисование макета лэпбука.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Формы представления информации могут быть любые. От самого простого — текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини–книжках, книжках–гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и цветов, карточках, разворачивающихся страничках и т. д.
4. Создание лэпбука в натуральную величину.
Таким образом, учитывая специфику создания лэпбуков, а также интересы и предпочтения воспитанников ДОУ, педагогами Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 325» были разработаны уникальные «наколенные книжки» различной тематики: «Зимующие и перелетные птицы», «Башкортостан – мой край родной», «Экология», «Девочки и мальчики», «Основы пожарной безопасности» и т. д.
Используя метод «Лэпбук», пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка–дошкольника.
Прежде всего, в ходе работы по методу «Лэпбука» расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.