Ляйсан Усманова
Мастер-класс «Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, являясь доступной пониманию ребенка дошкольного возраста, является могущественным средством развития речи, образности речи.
Чтение сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своей речи.
Публикация «Мастер-класс „Татарские и русские сказки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Татарстан
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
К 5-6 годам ребенок уже имеет опыт общения с людьми и окружающим миром. При чтении сказок он хорошо представляет события и героев. Устное народное творчество помогает ребенку не просто говорить, описывая последовательность событий, а еще и обогащает речь. С самого детства малыш привыкает к красивой повествовательной речи.
В повествовании часто повторяются такие выражения, как «утро вечера мудренее», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; используются постоянные эпитеты «море синее», «лес дремучий», «травушка – муравушка», «как буря налетел» и т. д.
Сказка может помочь в обучении связной речи. При работе со сказкой как со средством развития речи, можно использовать ряд методов и приемов.
Методы и приемы работы со сказкой
Умение задавать вопросы – важный пункт в оценке сформированности речи ребенка.
Упражнение – игра «Задай вопрос героям сказки»
Игра позволит научиться строит фразы и предложения. Можно придумывать шуточные вопросы: это расслабит ребенка и доставит радости.
После прочтения очередной сказочной истории предложите детям написать письмо одному из героев. Так как дети еще не умеют писать, письмом будет рисунок, который ребенок будет рисовать и описывать, используя слова из текста.
Игра «Новое название»
Предложите детям поиграть в игру «Новое название» : придумать названия известным сказкам так, чтобы смысл не потерялся.
«Творческое преобразование»
1. Знакомые герои в новых обстоятельствах: этот метод (игра) развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно иные обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными.
Например: Лиса и Заяц вместо ледяной и лубяной избушек могут поселиться на летающих тарелках, или еще где-то по желанию детей.
2. Коллаж из сказок : в книге со сказками перепутались страницы. Что же произошло с героями сказок?
3. Перевирание сказки : метод используется, когда сказка хорошо знакома детям.
Например: жили - были дед и баба. Была у них кошечка Ряба!
Дети поправляют: не кошечка, а Курочка!
Воспитатель: Я просто забыла! Конечно Курочка!
Изменение ситуации в знакомых сказках. Метод приучает детей менять ситуации в сказках. Например: сказка «Гуси – лебеди». На пути Машеньки встречается Волк, Шурале и т. д.
4. Сказка по-новому : метод позволяет по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Берется сказка, а детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Например: 7 козлят становятся непослушными и капризными, а волк помогает маме – козе их найти.
5. Эксперименты в сказках : развивает речь и творческое мышление.
Например: Лиса не съела Колобка. Что случится дальше?
6. Сказки – превращения : метод помогает детям в мыслях превратиться в кого – то или во что – то. А как бы ты поступил на его месте?
7. Спасательные ситуации: продумывается экстремальная ситуация, которая требует различных вариантов решения. Данный метод является предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и развитию связной речи.
8. Закончи сказку : придумать другой конец сказки. Развивается умение логически завершать рассказ, активизируется словарный запас.
Для развития образной речи предлагаются следующие приемы работы со сказкой :
1. Подобрать как можно больше определений главному герою (событию, явлению, предмету). Например: Баба – Яга – она какая? (злая, хитрая, вредная, коварная); а Убырлы – какая? Чем похожа на Бабу – Ягу?
2. Сочинить длинное, и в то же время смешное слово. Например: лиса – пушистохвостая, Батыр – ничегонебоящийся.
3. Словесные зарисовки: детям предлагают вообразить себя художниками – иллюстраторами. Подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, задаем вопросы, помогающие уточнить для себя ту или иную деталь («Как выглядит твой волк? Какие у него глаза)
Одним из эффективных методов развития речи считается драматизация. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям.
Исчерпывающую оценку сказки дал К. Ушинский: «Сказка читается детьми легко уже потому, что во всех сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
Список литературы
1. Миронова О. С. Учимся сочинять и рассказывать : подготовительная группа. Издательско – торговый дом «Корифей». Волгоград, 2010.
2. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. Москва: Фолио, АСТ, 2000.
3. Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. Москва: ТЦ Сфера, 2010.