Папки-передвижки

Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности

Александра Токарева
Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Целью статьи является анализ методик, технологий, форм речевого развития младших дошкольников средствами вокальной деятельности, и определить комплекс основных направлений работы по развитию речи.

Основные методы используемые в статье: поисковый, аналитический., метод обобщения опыта.

Публикация «Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности» размещена в разделах

Статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования, логопедов.

Ключевые слова: вокальная работа, развитие речи, младший дошкольный возраст.

Проблема развития речи у младших дошкольников сегодня как никогда актуальна. Как пишет Р. Е. Левина, «овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий» [3,С5].

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют его общение с окружающими, препятствуют правильному формированию его познавательных процессов, влияют на всю эмоционально-волевую сферу личности.

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные «внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды. Это может быть различная внутриутробная патология родовая травма, различные заболевания, травмы черепа, наследственные факторы, неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности [4,С8].

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие, самым тесным образом связаны с развитием мышления. Нарушениями развития речи, их преодоления и предупреждения посредством специального коррекционного обучения и воспитания занимается логопедия.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа. Задачи образовательной области: овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха [6, С 7]

Интеграция двух областей – вокальной и речевой деятельности, на наш взгляд, может повысить мотивацию, сформировать познавательный интерес детей, способствовать развитию речи младших дошкольников, поскольку помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Она развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Она имеет большое значение для развития речевого дыхания, приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песен.

Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей младшей возрастной группы включает развитие слухового восприятия и звукопроизношения. Наряду с работой над правильным звукопроизношением, следует работать над всеми элементами звуковой стороны речи — над темпом речи, силой голоса, интонацией, дыханием.

Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то певческое дыхание требует волевых усилий и состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Певческое дыхание это фундамент звукообразования, который дает силу и длительность звука, и его тембровую окраску. Дыхание детей младшего дошкольного возраста очень поверхностно, коротко, преимущественно ключичного характера, так как у них ещё слабо развиты дыхательные мышцы. На занятиях нужно акцентировать внимание детей на технику певческого дыхания. В методическом пособии М. Ю. Картушкиной «Вокально-хоровая работа в детском саду» в разделе «Работа над дыханием» даны практические упражнения для развития певческого дыхания. [8,С11-15]

В работе с дошкольниками возможно использование сборника И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Этот удивительный ритм» [9], в котором представлена система по развитию чувства ритма, а где развито чувство ритма, там развит и темп речи.

В учебно-методическом пособии О. В. Кацер «Игровая методика пения» [7] представлены вокально-артикуляционные упражнения, направленные на развитие всего певческого аппарата. Игровая методика обучения детей пению реализуется в два этапа. Первый этап - речевой, его смысл заключается в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, сделать обучение легким, доступным, привлекательным занятием. Второй, певческий, этап предполагает следующие основные виды деятельности : формирование и развитие певческой интонации; песенное творчество; работа над разучиванием песенного материала. Одно из важных требований не требовать от детей чистого интонирования. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху. Игровая методика обучения пению обеспечивает детям радость и эмоциональный подъём, при этом интерес и внимание к музыке у детей становятся более устойчивыми, разучивание песни происходит легко и радостно.

Современной наукой доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Пальчиковые игры помогают задействовать большее количество рецепторов, находящихся на пальцах, что способствует усилению работы речевых центров. В сборнике Е. А. Поддубной «Музыкально-пальчиковые игры» собраны игры с мелодией для голоса с аккомпанементом, а так же даны методические рекомендации.

Для стимуляции речевой и мыслительной активности, развития и формирования связной речи, можно включить в педагогическую деятельность логоритмические упражнения, в которых так же хорошо просматривается интеграция вокальной и речевой деятельности. Логоритмика – это система занятий, объединяющая музыкально-двигательные, рече-двигательные и музыкально-речевые игры и упражнения. Логоритмикой занимались многие авторы, такие как: Е. Железнова[3] Л. Гавришева[2], Т. С. Овчинникова[5],

Большинство вышеперечисленных авторов занимаются проблемой воспитания звуковой культурой речи, и почти нет литературы по развитию связной речи дошкольников, по формированию грамматического строя речи в интеграции с вокальной деятельностью.

Развитие речи в процессе вокальной деятельности – это сложный раздел работы музыкального руководителя детского сада. Анализ литературы показал, что основными направлениями речевого развития средствами вокальной деятельности является работа над звуковой культурой речи. Включение данных упражнений в педагогическую деятельность, позволит усовершенствовать работу над певческими навыками и одновременно разрешит проблему речевого развития у младших дошкольников. Но нельзя обходить вниманием и такие стороны как - связная фонематическая, лексическая и монологическая речь. Такие формы развития речи в большей степени интегрируются с другими разделами музыкально-художественного развития, такими как восприятие музыки, театральная деятельность и др.

Список литературы:

1. Битова А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимулирование речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития/А. Л Битова, Ю. В. Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов,воспитателей. -М,1994.

2. Л. Гавришева. «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры». - Издательство: Детство-ПрессСтраниц. -С32.

3. Е. Железнова. Пальчиковые игры для малышей "Весёлые пальчики"(2-6 лет)/ Е. Железнова, С. Железнов: Из-во Новый диск,2005.- 38 треков.

4. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 1967,С 5.

5. Овчинникова Т. С. «Логопедичкские распевки»// методическое пособие/ издательство Каро, 2013г.

6. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. -М. : Просвещение, 1989.—223 с. : ил. С-8

7. О. В. Кацер «Игровая методика обучения пению»//Учебно-методическое пособие/СПб. :»Музыкальная палитра»,2005.- 47стр. С. 11-12.

8. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа». - М. : Издательство «Скрипторий 2003».- 176с.

9. И. Каплунова., И. Новоскольцева «Этот удивительный ритм: методическое пособие для детского сада, 2011.-123с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2014.-24с.

Публикации по теме:

Речевое развитие и социализация дошкольников «Речевое развитие и социализация дошкольников» Речь-это процесс, который доступен только человеку. Животные не обладают этой функцией.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Краеведение. Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К САДОВО-ПАРКОВОМУ ИСКУССТВУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Методическая разработка «Развитие вокальной интонации» МБУДО Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» Методическая разработка «Развитие вокальной интонации» Для детей младшего.

Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»Уважаемые коллеги.

Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников»Педагогический совет «Речевое развитие дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости.

Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности» Григорьева Евгения Эльяевна воспитатель.

Речевое развитие дошкольниковРечевое развитие дошкольников В наше время телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок начинает сидеть, его усаживают перед.

Самообразование «Речевое развитие младших дошкольников» Актуальность темы: в психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности.

Самообразование «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» г. Всеволожска Тема самообразования:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности
Опубликовано: 10 августа 2018 в 10:04
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие у дошкольников в процессе вокальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Александра Токарева (УИ 145441) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД