Получи документы

Методическая разработка «Развитие вокальной интонации»

Наталья Андреевна Шедогубова
Методическая разработка «Развитие вокальной интонации»
▼ Скачать + Заказать документы

МБУДО Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый»

Методическая разработка

«Развитие вокальной интонации»

Для детей младшего школьного возраста.

Педагог дополнительного образования Шедогубова Наталья Андреевна

г. Воронеж- 2015 год

Пояснительная записка.

Публикация «Методическая разработка „Развитие вокальной интонации“» размещена в разделах

В работе над развитием интонационной выразительности важно помнить, каким интонационным умением ребенок владеет и какое умение (пение или речь) преобладает в его жизни. Основным природным навыком интонирования у него является способность говорить. Педагога неизменно должно волновать, как научить ребенка вслушиваться в собственный голос и управлять линией собственной речи. Именно отсюда, с прислушивания к себе и развития интонационного самоконтроля начинается работа над выразительным и осмысленным произнесением звука.

Необходимо понимать и то, что речевое интонирование всегда связано с воспроизведением стихотворного текста, а поэзия уже сама по себе во многом отличается от разговорной речи — присутствие рифмы делает ее музыкальной, пластичной, ритмичной. Поэзия всегда несет недосказанность, предполагает диалог видимого простого прочтения и скрытого содержания даже в самых понятных текстах. К тому же перенесение поэтической информации в реальность — это театр, где один человек способен перевоплощаться в разных героев, через себя пропуская образы и события текста. Немало важно и то, что дети (и многие взрослые) бывают достаточно стеснительны в раскрытии себя, как человека эмоционального. Эмоция не может обойтись только интонированием, она неизменно должна быть дополнена мимикой, жестом, пластикой и движением. Поэтическая речь дышит и оживает только тогда, когда весь человек «включен» в этот потрясающий процесс. И именно это роднит поэзию с богатой палитрой интонаций и настроений музыки. Как же можно надеяться, что без поэтического (речевого) мостика, ребенок научиться понимать и передавать многосмысловую музыкально-интонационную информацию? Это достаточно трудно сделать без того, чем в той или иной степени ребенок к моменту обучения в школе владеет — через речь! Именно от нее на наш взгляд лежит путь к осмысленному интонированию самой простой песенки. И до того, как любой из детей не услышит, как он говорит, он не сможет понимать и оценить что и как он поет. Невнимание и упрощенный (а зачастую и высокомерный) взгляд на значимость работы над речевым интонированием достаточно скоро выявится в неровности певческого строя, форсированном или маловыразительном пении. Речевое интонирование разнообразно и интересно по формам, они неизменно пользуются успехом у детей.

Форма обучения – групповая.

Методы обучения - тренинг

Актуальность- грамотное и осознанное исполнение вокального материала.

Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.

Задачи:

Образовательные:

- формирование вокально-интонационных навыков,

Развивающие :

- развивать мелодический и гармонический слух,

Воспитательные:

- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного. Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:

а) Упражнение на вытягивание губ:

б) Доставание верхней губой носа:

в) Втягивание и вытягивание губ:

г) Широкое открывание рта:

д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево.

е) Круговое движение губ:

Интонационные упражнения на первом году обучения

Пение следует начинать с певческой установки:

а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,

б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.

Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание. На первых занятиях следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз».

Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания:

- крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т. д.

Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.

Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со вукоподражанием:

Педагог: — Грузовик поедет скоро,

Загудел его мотор…

Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р…

Педагог: — Помощь скорая спешит,

Ее сирена так гудит:

Дети: — У-у-уи… интонированием)

Педагог: — Но быстрее всех на свете,

Обгоняя свежий ветер,

Мчусь в своей машине я, -

Не обгоните меня…

Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.

Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у».

Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее. Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.

Упражнение :

«Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:

«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».

Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом».

Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.

4. Работа в ладу

Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада. Пение гаммы (складываем кирпичики, показ – демонстрация ручных знаков. «Наглядное» пение. Гамма на доске.

Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней; 5)пение гаммы.

5. Пение интервалов

Изучение и освоение интервалов имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы необходимо для совершенствования просчитывать про себя ступени интрервалов. Запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса обучения.

6. Упражнение на развитие памяти (пение интервалов)

«Музыкальное эхо», в котором учащиеся повторяют за преподавателем, имитация «эхо».

7. Рисование голосом

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Можно попросить детей изобразить голосом, например, как звучит наша планета. Для этого каждый из них должен протяжно спеть свой, произвольно выбранный звук в среднем или высоком регистре. Необычность возникшего звукового пятна у детей, которые впервые знакомятся с этой интонационной формой, всегда вызывает удивленную реакцию. Помогите детям понять ситуацию, объясняя ее, например, следующим образом: если бы жители другой планеты изобрели слуховой аппарат и стали слушать нашу Землю, они, вероятно, не услышали что-либо конкретное, а услышали именно вот это красивое и светлое звучание разных голосов. Такое разъяснение поможет вновь вернуться к пространственному звучанию голосов.

При повторении продержите звуковой синтез подольше, и вы обязательно увидите, как дети в него вслушиваются.

Для рисования голосом кроме звуковых пятен используется и вокальное скольжение на определенной гласной. Это одна из самых оригинальных и необычных форм, в которой ни один ребенок не чувствует себя плохо поющим. А это очень важный момент — утверждение себя в том, что я могу петь! Можно сказать и то, что это единственный из способов, который учит детей самостоятельно управлять линией движения голоса.

Исполняются такие мелодии обычно по нарисованной линии, или педагог показывает рукой, куда следует вести голос. Как и в случае со звуковым пятном, дети будут рисовать голосом линию объемной достаточно широкой интонационной лентой. Исполнение должно быть мягким и неторопливым без выкриков на верхнем окончании линии и без активного выдоха в нижней точке. Восходящие, нисходящие, волнообразные и кружащиеся линии должны повисать в пространстве.

8. Песенки-графики.

По реакции детей на предложение изобразить или рассказать, как они понимают движение мелодии вверх — вниз, вы без особого труда выясните, что мелодия именно «ходит» в определенном направлении — буквально «вверх и вниз». У некоторых детей помехой в слуховом ориентировании при анализе мелодического движения является отсутствие наглядно-образного примера.

Детей очень привлекает необычность записи — образный рисунок удивляет, радует и вызывает желание его расшифровать. Ценность такой записи заключена в том, что более крупный масштаб «мелодической» линии в отличие от записи на нотном стане помогает ребенку понять основные параметры звуковысотности — движение вверх и вниз. Кроме этого в записи линий сохраняется понятное для детей изображение ритмической структуры мелодии: маленькие образы или линии — восьмые, большие образы и более длинные линии — четверти.

В основе мелодических линий предлагаемых песен лежит поступенная звуковысотность.

После разучивания и для закрепления выученной мелодии, ее можно показывать «на себе», условно определив место нот, например трех: колени – талия (живот) – грудь. Показ движения мелодии руками в воздухе более абстрактный, но также вполне применимый для проверки ориентирования в звуковысотности мелодии и ее запоминания.

Список используемой литературы:

1. Н. Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»

2. О. Камозина «Неправильное сольфеджио»

3. Н. Баева, Т. Зебряк. «Сольфеджио

Публикации по теме:

Методическая разработка «Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Колобок» Методическая разработка на тему: «Развитие.

Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота»Методическая разработка диагностического занятия (развитие речи). Пересказ рассказа В. Бианки «Первая охота» Методическая разработка диагностического занятия на соответствие требований ФГОС ДОК этапам технологии деятесностного метода Я. Т. Петерсон.

Методическая разработка «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники аппликации.

Методическая разработка по образовательной области «Познавательное развитие «Отчий дом» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Конспект интегрированного занятия образовательная.

Методическая разработка по образовательной области «Речевое развитие». Рассказ по картине «Лиса с лисятами» Конспект занятия группа комбинированной направленности с 6-7 лет по образовательной деятельности «Речевое развитие» Тема: Рассказывание.

Методическая разработка «Развитие чувства ритма посредством музыкально-ритмической деятельности у детей 5–7 лет» У младшего дошкольника ритмическое чувство развивается независимо от общения с музыкой. Случайные несовпадения движения с моментами наступления.

Методическая разработка «Развитие детской художественной одарённости через нетрадиционные технологии» Пояснительная записка. Формирование творческой личности - актуальная проблема современной педагогической практики. «Развитие детской художественной.

Методическая разработка «Развитие движений рук» Содержание Среди различных двигательных функций движения рук пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие.

Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Методическая разработка «Развитие речи дошкольников в игре» Составитель Красикова Алла Николаевна Пояснительная записка Программа «Развитие.

Методическая разработка. Учимся писать. Развитие мелкой моторики Чтобы ребенок смог легко научится писать, он должен быть определенным образом подготовлен. Необходимо хорошее развитие мелкой моторики:.

Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие вокальной интонации»
Опубликовано: 11 июня 2018 в 14:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие вокальной интонации»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андреевна Шедогубова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД