ТАТЬЯНА ФЕДОРОВА
Педагогический разговор на тему «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАЗГОВОР на тему : «Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию педагогический разговор, проводимый в рамках конкурса "Воспитатель года 2018".
"Самые далеко идущие успехи науки и техники
рассчитаны не только на мыслящего,
но и ощущающего человека".
(Ананьев Б. Г.)
Публикация «Педагогический разговор на тему „Сенсорное развитие младших дошкольников в процессе продуктивных видов деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
Согласитесь ли вы со мной, что современное дошкольное образование должно обеспечить не просто накопление знаний у ребенка, а создать условия для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста?
Проблема создания условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов идет развитие всех психических процессов и речи.
Что является благоприятным условием для методического обеспечения подготовки детей к школе.
С сентября 2013года в нашей стране вступил в силу ФЗ «Об образовании в РФ», в котором впервые дошкольное образование определено, как первый уровень непрерывного образования. С января 2014года вступил в силу ФГОС ДО. В условиях реализации ФГОС ДО, принципиальным отличием, которого является исключение из образовательной деятельности учебной модели, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
Актуальность работы по созданию условий для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста обусловлена тем, что младший дошкольный возраст наиболее сензитивен для формирования у ребенка представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.
Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. Все формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались : Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, A.M. Фонарев, С. В. Фонарева, Э. Л. Фрухт и другие. Проблему развития сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности рассматривали многие исследователи. В процессе изобразительной деятельности - Т. Г. Казакова, Е. И. Корзакова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина; конструктивной - Ф. В. Изотова, А. Р. Лурия, В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт; в ходе музыкального воспитания – Н. А. Ветлугина; в процессе речевого развития - Л. Е. Журова, Г. М. Лямина, Н. С. Карпинская; Е. И. Радина, Д. Б. Эльконин и другие. В исследованиях этих авторов доказано, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Современное общество требует формирования творческой личности, способной эффективно, нестандартно решать новые жизненные проблемы. Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Поэтому развитие творческих способностей – одна из задач сенсорного воспитания.
Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. А ребенку нужен результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.
Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель говорил: «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка», а чешский педагог-гуманист Я. А. Коменский утверждал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Современный исследователь детского изобразительного творчества Т. С. Комарова утверждает, что «художественная деятельность вносит в жизнь детей радость, так как ребенок соприкасается с насыщенными яркими красками, узорами, образами".
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции.
Хочу поделиться одной волшебной техникой рисования, которая у нас почти не распространена, но иначе как волшебной её просто назвать нельзя – это акварисование или эбру.
«ЭБРУ» - старинная, восточная техника рисования на воде. В переводе слово «Эбру» — это «облачный», «волнообразный». В Европе рисунки «эбру» называли — «турецкая бумага» или «мраморная бумага». Эбру – это больше, чем просто искусство, это соединение воды, краски и художника в едином порыве создания шедевра техникой эбру может овладеть каждый.
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Рисование на воде качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети, наблюдающие за таинством рисования на воде, воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря рисованию на воде детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Нет сомнений, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, когда на воде могут получиться такие красивые и разнообразные узоры. Красивые узоры, цветы, звезды получаются как бы сами собой, что не может не радовать маленьких художников. Ребенок будет гордиться своими результатами и обязательно будет радовать новыми творческими свершениями.
Мне как педагогу, использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ, помогает развивать познавательную деятельность, нестандартное мышление, творчество. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.
Работая с детьми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Таким образом, знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не останавливаемся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения и навыки, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ, а может и создавать свое индивидуальное «Я» в творчестве.
Моя педагогическая деятельность, на данном этапе работы, связана с детьми раннего возраста. Возраст моих детей от 3 до 4 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Я работаю по программе «Детство» авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова, где чётко поставлены цели и задачи по сенсорному развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Работая над данной темой, я смогла убедиться в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие.
Для обеспечения полноценного сенсорного развития ребенка необходимо обеспечить детей разнообразными впечатлениями и различным материалом для активной деятельности.
Передо мной встала проблема: как создать развивающую среду в группе, чтобы заинтересовать и побудить малышей к творчеству, преобразованию окружающего мира, способствовать развитию навыков, которые позже станут основой развития пространственных и интеллектуальных способностей.
Совместно с родителями постаралась создать развивающую среду, которая сегодня способствует благоприятным условием для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности : ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура, овладевает пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества и т. д.
Использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук (расстёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок).
Так как сенсорное развитие происходит в разных видах деятельности – в действиях с предметами и орудиями в повседневной жизни, в играх, рисовании, наблюдении, занятиях со строительным материалом, .
Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть.
Это достигаю различными приемами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки, игры на систематизацию: из строительного материала.
Закрепление материала проводится в течение всего дня.
Различный природный материал – песок, вода, камешки, шишки, также используется, как дидактический материал. Дидактические игры я провожу на занятиях. По мере того, как дети овладевают дидактическими пособиями, т. е. используют их целесообразно, в соответствии с задачей, эти пособия передаю для самостоятельной деятельности. Но стараюсь, чтобы дидактические пособия использовались по назначению. Провожу индивидуальную работу, стараюсь, чтобы все дети усвоили материал. Полученные детьми знания я закрепляю при повседневном общении с детьми во время игр, на прогулках, в быту.
Для закрепления знаний полученных в детском саду, параллельно ведется работа с родителями. Проведено родительское собрание «Что такое сенсорное развитие». Проведены и оформлены консультации, на которых родителям было рассказано о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Родители проявляют интерес к данному вопросу, выполняют мои рекомендации и советы.
Чтобы раскрыть динамику формирования интегративных качеств воспитанников при изучении данного раздела, я провела систему мониторинга работы по этому вопросу на начало года. В своей работе я использовала пособие оценки уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (автор Верещагина Н. В.).
Цель данного мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения образовательной программы на основе выявления динамики формирования у детей интегративных качеств. По формированию каждого интегративного качества представлена таблица, отражающая индивидуальную динамику и степень формирования интегративных качеств в уровнях и баллах. Таблицы заполняются на начало и конец учебного года. По результатом наблюдения делаю сводную диаграмму, где:
- 4,5 баллов высокий уровень;
- 3,5 балла средний уровень;
- 2,5 балла низкий уровень.
Для сравнения привожу результаты за 2016-2017 уч. г. ; 2017-2018 уч. г.
Получила следующие результаты формирования уровней интегративных качеств.
Таким образом, в результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
- Дети стали проявлять интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
- С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.
- Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.
- Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.
- Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.
- Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Я считаю, что работа в данном направлении я буду продолжать, ведь успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Следовательно, у детей развивается инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, радоваться достижениям сверстников, формируется умение оценивать себя.
При организации познавательно-исследовательской деятельности детей стараюсь следовать мудрому совету Василия Александровича Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание!
Если у Вас возникли вопросы, то готова на них ответить…