Любовь Семёнова
Самообразование «Речевое развитие младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы: в психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Анализ литературы и исследовательский поиск свидетельствует о том, что на этапе от трех до четырех лет необходимо:
• интенсивно обогащать речь ребенка путем восприятия речи и рассказов взрослых;
Публикация «Самообразование „Речевое развитие младших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
• развивать диалогическую речь.
Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:
речевого окружения (речевая среда);
педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания.
Естественная речевая среда, в которой оказываются воспитанники дошкольного учреждения, нередко довольно обеднена. Имеет место дефицит общения со взрослыми и дефицит впечатлений об окружающем мире. Поэтому предусматривается расширение среды за счет целенаправленных педагогических воздействий, которые могут оказать эффективное влияние на развитие речи детей, и прежде всего за счет специальных рассказов воспитателя детям. Ребенок готов слушать о чем угодно, лишь бы говорили с ним и для него.
А детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные песенки, потешки, сказки погружают ребенка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующее влияние на детскую душу.
Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию. Доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Сам ребенок к книге не пристраститься. Приобщить его е этому огромному богатству должен взрослый.
Задачи:
Развивать речь детей : обогащать словарь;
Формировать грамматически строй речи;
Развивать произносительную сторону речи;
Способствовать формированию предпосылок связной речи детей;
Вводить детей в мир художественного слова.
Для реализации задач необходимо наличие следующих факторов:
- речевого окружения (речевая среда);
- педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного содержания.
Приобщение ребенка к книге – неотъемлемая часть речевого развития, которая основана на определенных ориентирах:
чтение по ролям;
чтение стихов, небылиц, народных сказок, рассказов;
инсценировка знакомых произведений.
В возрасте от 3 до 4 лет речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
Вывод: Данная тема меня очень заинтересовала, потому что после проведенной диагностики, было выявлено, что большинство детей отстает в речевом развитии.
Сентябрь
Разработка, подбор материала по теме.
Д/и «Сложи пазл»
Консультация для родителей «Почему дети не читают»
Папка - передвижка
«Учим ребенка пересказывать»
Октябрь
Консультация для воспитателей «Методика обучения рассказыванию по картине»
Игры с мячом для развития речи детей Рекомендации для родителей на тему «Как научить ребенка заучивать стихи» Картотека «Игры и упражнения для развития речи»
Ноябрь 10 игр на развитие речи – консультация для воспитателей
Д/и «Вспомни знакомую сказку» Рекомендации для родителей «Развитие речи (чистоговорки)»
Картотека «Пальчиковые игры для развития речи»
Декабрь
Картотека логических пятиминуток
Подвижные игры с художественным словом. Методические рекомендации «Речевые игры по дороге в садик»
Картотека игр на развитие словарного запаса.
Январь
Картотека игр по познавательному речевому развитию.
Дидактические развивающие речевые игры Консультация «Роль сказки в воспитании ребенка» Картотека «Забавные чистоговорки»
Февраль
Разработка мероприятия для детей «Праздник правильной речи».
Д/и «Угадай сказочного героя» Консультация «Если ваш ребенок плохо разговаривает» Папка-передвижка «Пальчиковые игры для развития речи»
Март
Рассказы с картинками для развития речи
д/и «Рассели по домикам» Консультация «Приобщаем ребенка к книге» Папка-передвижка «Как выбрать книгу для ребенка»
Апрель
Д/ материал «Учим стихи по картинкам»
д/и «Чистоговорки» Консультация «Список рекомендуемых произведений художественной литературы» Папка-передвижка «Учим ребенка общаться»
Май
Разработка мероприятия «В гостях у сказки»
Мероприятие «В гостях у сказки» «Как хорошо уметь читать» - буклет Отчёт по теме самообразования.