Евгения Григорьева
Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
Григорьева Евгения Эльяевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11»
«Расскажи — и я забуду,
покажи — и я запомню,
дай попробовать — и я пойму»
Китайская пословица:
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных видов детской деятельности, является познавательно-исследовательская деятельность.
Публикация «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования детей дошкольного возраста является развитая крупная и мелкая моторика обеих рук.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, экспериментирование с вещами, в ходе которого возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».
В процессе взаимодействия с предметами происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Исследование показало, что развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект
В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, развитию памяти, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Каждый из типов материала постепенно вводится в арсенал детской деятельности. С возрастом расширяется диапазон материалов, он изменяются от простого к сложному, что в конечном итоге на каждом возрастном этапе создает возможность для полноценной и разнообразной познавательно-исследовательской деятельности
Основная особенность при исследовании заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательно– исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Восприятие предмета на ощупь имеет важное значение в развитии познавательной деятельности. У ребёнка эта функция формируется в процессе игр, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.
В. А. Сухомлинский говорил об игре так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".
От занятий игра отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, - малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра - путь детей к познанию окружающего мира.
Для примера я хочу напомнить ряд игр на развитие мелкой моторики, направленных на познавательно-исследовательскую деятельность : Игра «Сюрприз», «Наливаем воду», «Что в коробочке лежит?», Переложи фасоль», «Переложи горох ложкой», «Тонет – не тонет», «Отожми губку», «Собери шишки», Что в мешочке?», «Дождик».
Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры, помимо развития мелкой моторики рук, у ребенка формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем - умение считаться с интересами сверстников.
Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства.