Получи документы

Краеведение. Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству

arkhdina22
Краеведение. Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству
▼ Скачать + Заказать документы

РЕАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К САДОВО-ПАРКОВОМУ ИСКУССТВУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье описываются примеры конкретных форм организации детской дизайн-деятельности, как выбрать тему детского архитектурного проекта, методически организовать его ведение, описывается сопровождение процесса детской деятельности.

Публикация «Краеведение, Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству» размещена в разделах

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность достаточно нова, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметно-пространственную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка.

Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно-художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такого взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. У специализации арт-дизайн в России есть своя специфика. Это средство самовыражения творческой личности. Любой авторский объект, не предназначенный для тиражирования есть арт-дизайн. В последнее время явно обозначился спрос на качественный арт-дизайн. Профессия декоратор сегодня стала модной.

Дизайн среды включает проектирование интерьеров и экстерьеров, дизайн городской среды, ландшафтный дизайн.

В последнее время наряду с традиционными понятиями «садово-парковое искусство» и «ландшафтная архитектура» все чаще употребляется понятие «ландшафтный дизайн», когда речь идет о небольших благоустроенных зеленых уголках, а также «фитодизайн», как искусство составления зеленой композиции букета, миниатюрного сада или зеленого уголка в интерьере.

Прежде всего, хочется отметить, что слово «дизайн» имеет неоднозначную трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение. Для нас имеет значение другое определение. Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Только в дизайн-деятельности возможна такая интеграция различных видов художественной деятельности. Интеграция позволяет педагогам формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием и др.

Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г. Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически и др. таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического развития дошкольника. Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики.

«Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, оставляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Выделяются следующие типы детского дизайна : плоскостной (аппликативно-графический, объемный (предметно-декоративный, пространственный (архитектурно-художественный).

В рамках общей темы были рассмотрены возможности знакомства детей с садово-парковым искусством как условием развития дизайн-деятельности. Интерес к теме возник не случайно. Наше ГБДОУ имеет большую и красивую площадку, на которой воспитатели вместе с детьми и родителями проектируют свой садово-парковый ансамбль. Каждая группа на своем участке создает клумбы, выращивает и ухаживает за растениями, украшает садовой скульптурой. Детям эта деятельность близка и интересна.

Целью работы над проектом явилось ознакомление с садово-парковой культурой родного города и повышение творческого потенциала старших дошкольников.

В начале работы было проведено анкетирование родителей о необходимости ознакомления и посещения с детьми садово-парковых ансамблей СПб, беседа с детьми, что они знают о парках, бульварах, садах СПб, в результате диагностики выяснилось, что в основном дети бывают с родителями в парках отдыха и развлечений, детям знакомы парки культуры и отдыха, которые они посещают с родителями чаще, реже Ботанический сад, зоопарк, и что удивительно, дети совсем не обращают внимание на красоту бульваров и скверов и совсем редко посещаются сады и парки Санкт-Петербурга.

Для активизации интересов детей использовался игровой прием – ролевое поведение – дети выступали в роли архитекторов и их помощников, со временем данные роли менялись по желанию детей. Экспериментальная группа была привлечена к созданию проекта сада или парка. Проект начался с обсуждения – зачем и как создаются парки, сады. В рамках интегрированного проекта представлено содержание:

- экологической направленности: мир животных и растений, их особенности в черте города, возможные пути сохранения культурного наследия СПб, заботливого к ним отношения;

- эстетической направленности: красота природы, созданная и поддержанная человеком (на примере чтения поэзии, прослушивания музыки, рассматривания репродукций, фотографий).

В начале работы проекты детей получились не очень выразительными и отражали опыт посещения развлекательных парков. Уже с первых встреч дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы.

На первом этапе проводилось: знакомство с садово-парковой архитектурой СПб для активизации интереса к теме, обогащения представлений детей. Дети осваивали, как традиции садово-паркового искусства (известные парки, бульвары, сады – как привлекательные места отдыха горожан, так и компоненты садово-парковых ансамблей (фонтаны, дорожки, оформление клумб, скульптуры и др., единством которых создано само пространство парка.

Анализ теоретической части работы над проектом показал, что в силу климатических условий (дождливый регион) и исторических условий (основание города около 310 лет назад) парки и сады города имеют уникальные, именно петербургские черты (соединение природы и искусства, созданные руками человека (скамейки, фонари, ограды, статуи, элементы петербургского декора «символы, цвета». Дети путешествовали (виртуально и с родителями) по паркам нашего города.

В дальнейшем впечатления детей отражались в ходе создания коллективного архитектурно-художественного макета садово-паркового ансамбля для СПб. Проект включал проектирование и изготовление таких элементов, как:

- дорожки «Куда дорожка завела»;

- фонтаны (была предварительная работа по экспериментированию с водой);

- фонари –«Ночные стражи»;

-дубы «Богатыри садов и парков СПб» (была предварительная работа по экологии, кто деревья высаживает, сохраняет);

-ограды парков и садов (была предварительная работа «Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград»).

В процессе декорирования архитектурного проекта осуществляется: постановка проблемы и обсуждение представлений детей о создаваемом элементе (какими бывают, зачем нужны, рассматривание фотографий и репродуктивного материала с обсуждением удачных находок, украшений и т. п., совместный выбор будущего изготовленного элемента макета, выбор материалов (с обсуждением свойств материалов и используемых веществ, совместное проектирование и изготовление, обыгрывае.

Созданные элементы включены в общий коллективный макет (каждый создает свой элемент-макет парка, который становится частью общего макета садово-паркового ансамбля в традициях СПб). В процессе работы над проектом детям предлагались презентации и музыкальные и видеофрагмента по тематике заданий:

«Дорожка — слоёный пирог»;

«Фонтаны Спб и пригородов»;

– Волшебный фонарь — ночной стражник Спб»;

«Дуб — богатырь садов и парков Спб»;

«Лучшая в мире из оград».

В процессе изготовления с детьми обсуждается — насколько гармонично включение элементы в общий макет, что интересного, оригинального получилось у детей. Итогом проекта стала его презентация в холле ГБДОУ для воспитателей и родителей.

Данный проект спровоцировал продолжение «исследование — дизайна». В другой тематике: «Космос». Дети стремились перенести освоенное на предыдущем проекте и использовать в новом дизайн-проекте. Создавали созвездия, план — модель солнечной системы. Дети предлагали использовать разные материалы (скрученную фольгу, бросовые материалы,присоединяли пробки от пластиковых бутылок). Что позволило создавать интересные «съемно-разъемные» модели планет. Из ниток и пищевых продуктов создавались знаки зодиака, которые включены в общую коллективную композицию «Звездное небо». Важно отметить, что в проекте значимо не «научение» и выполнение заданий, а поиск, экспериментирование, перебор вариантов, а также направленность обсуждения с детьми на поиск гармонии, эстетичности, красоты.

Результаты работы показывают, что детям данное направление интересно, привлекательно возможностью сочетания знакомства и практического освоения; экспериментирование (услышал, посмотрел и попробовал сделать сам, у педагога появляется возможность учитывать индивидуальность каждого ребенка (каждый может проявить себя в разных ролях и в действиях с разными материалами, прийти к собственным успехам).

Таким образом, потребность общества в личности нового типа — творчески активной и свободно мыслящей — постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни, эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте. Поэтому в своей работе мы обратились к этой новой, на сегодняшний день, деятельности — детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизни дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.

«Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать» И. Гёте.

Публикации по теме:

Дизайн-деятельность старших дошкольников [bДизайн-деятельность старших дошкольников как средство интеграции познавательного и эстетического содержания в образовательном пространстве.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Формирование здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе организации физкультурно-оздоровительной деятельности Сохранение и укрепление здоровья детей – главная задача современного общества. Охране здоровья детей посвящена отдельная статья Федерального.

Развитие дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды ДОУ Развитие дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях обогащенной предметно-развивающей среды ДОУ В настоящее время актуальность.

Развитие и воспитание старших дошкольников в процессе обучения вышивкеРазвитие и воспитание старших дошкольников в процессе обучения вышивке Развитие и воспитание старших дошкольников в процессе обучения вышивке «Ум ребенка находится на кончике пальцев» В. Сухомлинский В период.

Развитие эмоций детей раннего возраста с ОВЗ в процессе приобщения их к театральному искусству. НОД «Мы — артисты!» Конспект непосредственно – образовательной деятельности для детей 2 – 3 лет с ОВЗ «Мы – артисты!» Продолжительность – 12 - 15 минут. Форма.

Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности Мой опыт работы посвящен теме «Развитие эмоций детей раннего возраста в процессе приобщения их к театрализованной деятельности в условиях.

Нетрадиционное рисование как способ приобщения дошкольников к искусству Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только.

Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром В 2016 году в рамках городского методического обьединения представила собственный опыт работы. Развитие речевой активности и коммуникативных.

Выступление на ГМО. Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе Развитие речевой активности и коммуникативных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краеведение. Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству
Опубликовано: 8 мая 2018 в 12:49
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краеведение. Развитие дизайн-деятельности в процессе приобщения старших дошкольников к садово-парковому искусству» (включая файлы) размещена пользователем arkhdina22 в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД