Ольга Галимова
Развитие творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Это подтверждает физиология и психология.
И в самом деле, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. А родители и педагоги, сообщая детям знания, поощряя любознательность, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
Таким образом, накопление опыта и знаний является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности. Известно, что мышление дошкольников более свободно, чем мышление старших детей. Оно более свободно и независимо. Именно это и следует развивать в ребёнке. Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для развития творческого воображения. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста считается одной из главных задач дошкольного уровня МАОУ «Подгороднепокровская СОШ».
Хочу поделиться с опытом моей работаю с детьми 2-4 года.
Цели моих занятий — помочь малышу раскрыть внутренний потенциал, способствовать становлению неординарной, разносторонне развитой, гармоничной личности.
Одним из сильнейших стимулов, побуждающих ребенка к творчеству, является музыка. В процессе восприятия музыки, а также в различных формах общения с музыкой: пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах проявляется музыкальное творчество. Психологи считают, что прослушивание ребенком классической музыки прекрасно сказывается на развитии не только умственной, но и эмоциональной сферы: настроение становится более ровным, уменьшаются раздражительность и утомляемость. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью.
Свои музыкальные занятия я строю в основном в форме игры или сказки. Ведь через сказку можно рассказать и о временах года, и о нотах, и о животных и т. д. Обязательно к сказке подобрать музыкальные произведения, игры, танцы, игры на музыкальных инструментах. Использую короткие сказки.
У каждого музыкального руководителя есть развивающая предметно-музыкальная среда. Так и в нашем дошкольном уровне есть такая среда:
-методическая копилка (фонотека, дидактические игры, сценарии и т. д.);
- атрибуты для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, ленточки, осенние листочки, снежинки, букетики цветов и т. д.);
- атрибуты для инсценирования сценок, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.
Каждый год стараемся пополнить нашу предметно-музыкальную среду.
Также творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов. Вся творческая деятельность строится при активном участии воображения. Эта функция обогащает жизненный опыт, открывает новый, необычный взгляд на мир.
В своей работе я активно использую театрализованную деятельность. Могут ли сыграть дети 2-3 летки? Оказывается, могут! Они могут «вжиться» в роль и изобразить героя, например: мишку, зайку, белочку, мышку и т. д., а если еще дать ребенку наголовник с изображением героя, то он с полной ответственностью начинает играть свою роль. А ведь многие дети еще не разговаривают или говорят, но плохо, вот и здесь нам помогает театрализованная деятельность. Так мы с детьми для мам на праздник «День матери» готовили мини-спектакль «Заболела мама», где роли достались всем воспитанникам. Правда, этот праздник проходил без родителей из-за карантина, но мы снимали видео и получили обратную связь от родителей.
Если в сказку добавить взаимодействие и совместную деятельность с детьми, то получим интерактивный спектакль. Такой формат работы позволяет полностью погрузиться в сюжет и ощутить волшебную сказку. Ребёнок имеет возможность поиграть в паре со взрослым. Этот взрослый взаимодействует с ребёнком, как с партнёром, сотоварищем.
Участие в интерактивных спектаклях позволяют ребёнку испытать чувство радости, успеха, достижения цели, возрастает уверенность в себе, своих силах, возможностях. То есть, ребёнок имеет возможность получить от окружающих социально значимое подкрепление своей созидательной деятельности, а значит, формировать позитивную самооценку.
В рамках своих музыкальных занятий, я широко использую интерактивные мини-спектакли по сказкам детского писателя Т. Кирюшатовой: «Кто разбудит звездочку?», «Жил-был блин», «Как Алеша весну зазывал» и т. д.
Интерактивный спектакль будет хорош и для проведения как любого праздника по календарному плану учреждения, так и для усвоения любого учебного материала, так же, для итогового контрольного занятия по закреплению пройденного с воспитанниками материала.
Творчество не может существовать под давлением и насилием. Творчество для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать. Но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности.
О. Н. Галимова,
музыкальный руководитель.