Горбачева Вера
Развитие связной речи посредством дидактических игр у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Горбачева В. А. воспитатель ГБДОУ
детский сад № 115 компенсирующего вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Статья
“Развитие связной речи посредством дидактических игр
у детей с нарушением зрения” (из опыта работы)
Публикация «Развитие связной речи посредством дидактических игр у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Основной задачей речевого развития детей является овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способностей общаться. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем. Речь определяет уровень умственного, эстетического, эмоционального и нравственного развития, поэтому обучение родному языку служит стержнем полноценного формирования личности ребёнка, что в старшем дошкольном возрасте составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Одним из показателей готовности ребёнка к школе является развитие связной речи.
В развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста перед педагогом стоят следующие задачи:
1. Развивать умение общаться : участвовать в беседе, обсуждать проблемы, поступки героев произведений, действия окружающих людей, умение слушать собеседника, правильно задавать вопросы.
2. Совершенствовать монологическую речь при пересказе литературного произведения, правильно передавая идею и содержание.
3. Развивать интерес к самостоятельному сочинению, учить создавать разнообразные виды рассказов:
- описательные рассказы с использованием различных средств выразительности (метафоры, сравнения, эпитеты);
- творческие рассказы (придумывание продолжения и конца рассказа, рассказы по аналогии, по плану воспитателя, по модели, по рисункам) и т. д.
4. В творческих рассказах проявлять индивидуальность, фантазию, использовать диалогическую, монологическую речь, речь-доказательство.
Приняв во внимание актуальность проблемы, и проанализировав всё вышесказанное, я решила активизировать свою работу по развитию связной речи у детей старшей группы, в которой работала на данный момент. Для того чтобы влиять на развитие способностей каждого ребёнка, я провела диагностические исследования знаний детей по данной теме. За основу в своей работе я взяла программу “Детство”, так как в ней чётко определены уровни речевого развития, и образовательную программу дошкольного воспитания, адаптированную для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения).
Диагностика показала, что помимо недоразвития лексико-грамматического строя, у детей бедный словарный запас, речь однообразна, дети мало употребляют прилагательные, наречия, причастия, плохо понимают переносное значение слов, метафор. Самым трудным для ребят было воспроизвести логично и без пропусков только что услышанный рассказ, передать связно событие из личного опыта, составить описательный рассказ по игрушке, о предмете. Всё ограничивалось несколькими словами, в лучшем случае одним предложением. После сделанных выводов, работа была организована в нескольких направлениях:
1. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас детей.
2. Развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
3. Формировать связную речь детей через умение составлять сложные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения.
4. Развивать повествовательную форму речи при изложении знакомых историй, сказок.
5. Развивать воображение, творческое мышление, фантазию в процессе придумывания сказок и рассказов.
Для успешной реализации поставленных задач было решино вести работу с опорой на специальные дидактические игры и упражнения. Дидактические игры вызывают у детей положительный эмоциональный отклик, поэтому знания, полученные в игре, лучше войдут в сознание, память и самостоятельную деятельность детей. Все игры, используемые в работе можно условно поделить на несколько групп:
1. Игры, направленные на обогащение словарного запаса детей и усвоения грамматических категорий существительного и глагола. Это игры: “Наоборот” – антонимы, “Назови похоже” – синонимы, “Кто больше назовёт действий” – глаголы, “Закончи фразу”; упражнение “Готовимся к зиме” – употребление существительных во множественном числе, образование дательного, винительного падежей существительных; “Украшаем ёлку и ёлочку” – образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов; настольно-печатная игра “Путешествие в Цветочный город” – в которой дети выполняют различные задания с картинками, отражая все действия в речи (называют составные части предметов, прошлое предметов, изображённых на картинке, например: скамейка раньше была досками, деревом, кот – котёнком и т. д.); “Что сначала, что потом” – в этой игре закрепляются знания о последовательности событий: “что, кто, чем, кем” – был раньше.
2. Следующая группа – дидактические игры, развивающие связную речь через умение составлять простые и сложные предложения. Это игры: “Кто больше назовёт действий”, упражнение “Если бы …” – составление сложных предложений с союзом “если”; игра “Да – нет” – обучение детей умению задавать исследовательские вопросы о загаданном предмете, выясняя его основные качества; упражнение “Дети в магазине игрушек” – сложноподчинённые предложения с союзами “чтобы”, “потому что”; “Дети на прогулке”, “Кто, что делал, расскажи” – в этой игре дети самостоятельно составляют предложения по заданной схеме.
3. Третья группа игр направлена на обучение детей связному рассказыванию. Вначале я использовала игры по составлению рассказов описательного вида. Это игры-загадки, в которых нужно загадать предмет, описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими предметами) и указать, из чего сделан этот предмет. Игры: “Узнай по описанию”, “Угадай, кто я”, “Магазин”, “Бюро находок”, “Чудесный мешочек”, “Что общего?”. Кроме игр в этом направлении использовались также таблички-опоры, где сравниваются два предмета, планы, схемы, по которым дети составляют описательные рассказы-загадки. Игры-загадки дают возможность обогатить словарный запас детей, учат систематизировать свойства предметов, обучают моделированию, развивают ассоциативное мышление.
Затем детям предлагалось составить сказки и рассказы по предметной модели, так как рассказывание по зрительному восприятию серий картинок, иллюстраций, предметов, игрушек имеет большое влияние на сенсорное развитие ребёнка, ведь чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать у детей с нарушением зрения, тем лучше и быстрее у них разовьются не только речевые, но и такие сложные психические процессы, как мышление и воображение. Здесь мною использовались игры: “Придумаем рассказ по картинкам”, “Времена года”, “Сложи картинку и придумай рассказ”, “Три сеньора”, “Весёлые истории”, “Я увидел из окна”, “Рассказы Мишки-врушки”, “Фантазёры”, “Придумаем рассказ о домашнем животном”, “Превращения”, “Новая сказка”, коллажи “Овощи”, “Путешествие пшеничного зёрнышка” и др. В этих играх дети учились фантазировать, представлять себя на месте героя (животного, растения, предмета, учились сопереживать героям своих рассказов. Для лучшего запоминания сюжета сказок, рассказов, а затем их пересказа, мною использовались мнемотаблицы, которые мы составляли вместе с детьми, пиктограммы.
Надо отметить, что во всех перечисленных выше дидактических играх по развитию связной речи, помимо речевых задач, обязательно решаются задачи по развитию зрения, включены упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций. Некоторые игры были авторские, другие игры адаптированы для детей с нарушением зрения.
Работа по развитию связной речи детей не будет полной без активного участия в ней родителей. Родители были познакомлены с задачами по развитию связной речи детей на год, им были показаны дидактические игры и упражнения, которые будут использованы в работе с детьми. Далее, мы познакомили родителей с приёмами, методами развития речевых способностей детей, которые они могли бы использовать с ребёнком дома.
Подводя итог проделанной работе, можно сказать, что включение в занятия и в повседневную жизнь специальных дидактических игр, совместно с другими видами деятельности, помогли улучшить уровень развития связной речи детей моей группы. Ребята стали больше проявлять интерес к пересказу литературных произведений, заучиванию стихотворений, самостоятельному придумыванию рассказов и сказок. Мы с ребятами сделали журнал “Остров фантазий”, который оказал не только положительное влияние на развитие речи, мышления и воображения, не только на развитие рук детей, но и огромное влияние на их эмоциональное восприятие.
Используемая литература:
1. Мариничева О. В., Елкина Н. В. “Учим детей наблюдать и рассказывать”
2. Нищева Н. В. “Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”.
3. Рудакова Л. В. “Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим”.
Дидактическая игра “Кто, что делал, расскажи”
Цель:
1. Учить детей грамотно составлять простое предложение по заданной схеме.
2. Закрепить знания о “живых” и “неживых” объектах.
3. Активизировать и стимулировать зрение детей.
Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно составляет предложение, используя картинки в контурном или силуэтном изображении.
Средний уровень: Ребёнок составляет предложение, пользуясь заданной схемой, выбирая картинки в цветном изображении, при небольшой помощи взрослого.
Низкий уровень: Ребёнок вместе с взрослым составляет предложение по схеме.
Дидактическая игра “Превращение”
Цель: Развитие связной речи детей при составлении рассказа о предмете.
Высокий уровень: Ребёнок придумывает рассказ от имени предмета и рассказывает его, используя монологическую речь и план воспитателя.
Средний уровень: Ребёнок составляет описательный рассказ об одном из предметов домашнего обихода (игрушки, одежда, мебель, обувь и т. д., используя схему-модель.
Низкий уровень: Ребёнок отвечает на вопросы воспитателя о сенсорных свойствах и качествах предмета.
Дидактическая игра
“Кто больше назовёт действий”
Цель:
1. Учить представлять и называть все движения, из которых состоит действие.
2. Обогащать речь детей словами, обозначающими действие.
3. Развивать зрительную память, внимание.
Высокий уровень: Ребёнок самостоятельно называет все движения, из которых состоит действие.
Средний уровень: Ребёнок называет действие, происходящее на картинке, и называет движения, отвечая на вопросы взрослого.
Низкий уровень: Ребёнок не может самостоятельно назвать действие и движения, отвечает на наводящие вопросы взрослого.