Анна Корчагина
Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии, и это обусловлено значимой распространенностью данной формы психического дизонтогенеза и связано с необходимостью теории и практики коррекционного обучения и воспитания данной категории дошкольников.
Публикация «Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из главных задач становления речи дошкольников считается становление связной речи. Это можно объяснить ее общественной ролью и значимостью в развитии индивида. Как раз в связной речи формируется главная, коммуникативная, роль языка и речи. Связная речь - наивысшая степень речи мыслительной работы, определяющая степень речевого и умственного формирования дошкольника Т. В. Ахутина, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин и др.
Становление связной речи у дошкольников ЗПР считается сложным процессом, который требует применения особенных методических приемов. Дошкольники должны уметь, не просто употреблять определенные слова и фразы, но также они должны воспользоваться средствами, которые позволяют самостоятельно формировать речь в процессе учебы и общения с окружающими людьми.
Становление связной речи дошкольников опирается на развитие познавательных процессов, на умение наблюдать, ассоциировать и обобщать проявления, находящиеся вокруг. Дошкольники с задержкой психического развития в течении короткого времени отвлекаются, устают, плохо запоминают задание, почти всегда не умеют доделать работу, которую они начали, до ее завершения. Все эти проявления часто сказываются на состоянии и ходе становления их речи. В следствии этого, в коррекционной работе в специализированном детском саду для детей с ЗПР большое внимание уделяем:
-формированию монологической речи;
- обучению детей составлению предложений (по демонстрируемым действиям, по опорным словам, образцам) и обучению рассказыванию разного вида. Используем различные приемы становления связной речи у дошкольников с задержкой психического развития:
Рассказ по демонстрируемым действиям. Данный способ обучает малыша точно смотреть, сохранять в памяти очередность тех поступков, которые он заметил, выбирать к ним четкие грамматические категории.
Пересказ рассказа с применением фланелеграфа, сюжет которого с предметами и объектами меняется на сюжет на фланелеграфе с картинами (игрушками, которые позволяю абстрактно посмотреть на социальную среду. Часто это происходит, когда дошкольники самостоятельно начинают применять картинки на фланелеграфе для становления сюжета.
Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Один из самых последних приемов, когда можно наблюдать все компенсаторные способности дошкольников. Потому что в данном случае очень тяжело придумать план высказывания по причине того, что отсутствует образец. Наводящие вопросы учителя могут помочь ребятам обеспечить очередность степеней изложения. Еще отсутствие степени может позволить начать довольно сложную, но настолько нужную работу над творческим высказыванием.
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин. При применении данного приема работы учитель обязан принимать во внимание особенности образной памяти дошкольников, возможности устанавливать закономерные связи и отношения.
Задачи коррекционного дошкольного обучения в своей основе совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей без отклонений. В связи с этим, все главные этапы программы коррекционных дошкольных учреждений соответствуют тем, которые находятся в программе дошкольных учреждений общеобразовательного типа. Но при этом очень важно отметить то, что содержание любого этапа считается специфическим. При отборе содержания обучения предусматривается недостающая развитие познавательной работы дошкольников. В содержание работы вводим не только общие, но и коррекционные задачи. Такие как: развитие интереса, обогащение зрительных представлений, формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитие познавательной активности, закрепление и развитие у дошкольников способностей речевого общения, речевой коммуникации.
Навык работы подтверждает тот факт, что формирование связной речи у дошкольников очень пригодится им в дальнейшей жизни. Сейчас можно вспомнить себя за партой, когда педагог давал задание составить план сочинения и написать его. Данная задача решается легче теми детьми, которые были больше подготовлены будучи дошкольниками. Главное значение в формировании связной речи у детей дошкольного возраста играет работа учителя - дефектолога. Специальное обучение помогает раскрыть потенциальные возможности любого ребёнка, учитывая при этом его индивидуальные особенности. На мой взгляд, в этом видится один из аспектов преемственности дошкольного и школьного образования. Овладение связной устной речью составляет важное условие хорошей подготовки к обучению в школе.
Список использованной литературы
1. Слепович, Е. С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович // Дефектология. – 1981. – №1. – С. 68.
2. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М. : Астрель, 2006. – 158 с.