Алеся Самохина
Проект «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Общие сведения:
1.1. Тема проекта : «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с зпр в условиях инклюзивного образования»
1.2 Тип проекта :Практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный.
1. 4 Авторы: Самохина А. Н.
1.5 Место реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону
Публикация «Проект „Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Инклюзивное образование
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
1.6 База реализации проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону
Актуальность проекта :
Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.)
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.)
Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
Теоретическая основа проекта :
1. Исследованием особенностей развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития занимались такие учёные как В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева, Т. П. Артемьева, Т. А. Фотекова, Л. В. Кузнецова, С. Г. Шевченко, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой, И. А. Юрковой, В. В. Ковалева, К. С. Лебединской, М. Г Рейдибойма, И. Ф. Марковской, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, Е. А. Слепович.
2. Исследованием мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития занимались такие учё ные как: Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова.
3. Практическую базу для развития мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития разработали такие авторы как: М. Монтессори, Эдуард Сеген, Т. А. Ткаченко, Блинова Л. В, Касицына М. А, О. А. Зажигина,О. Б. Сапожникова и Е. В. Гарнова.
Цель проекта : создание условий для развития и коррекции мелкомоторных функций детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Задачи проекта :
1. Проведение диагностического обследования мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявление и систематизация данных об уровни мелкой моторики в образовательном учреждении.
3. Выбор оптимальных средств коррекции мелкой моторики детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Выявление эфективности коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.
Новизна проекта :
Представлен мониторинг определения уровня развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
1. Тесты мотометрической шкалы. (Озерецкий-Гельнитц, Рычкова Н. А)
2. Обследование мелкой моторики рук (Гризик Т. И.)
Подобран и систематизирован нестандартный материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики :
1. Пальчиковая гимнастика:
-массаж рук;
- упражнения с использованием Су-Джок;
- игры с пальчиками.
2. Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков
-нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;
- игры с использованием нестандартного оборудования
Содержание проекта
Для реализации формирующими этапа нами была разработана система работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития, состоящая из двух частей:
Пальчиковая гимнастика:
массаж рук;
упражнения с использованием Су-Джок;
игры с пальчиками.
Упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков
нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности;
игры с использованием нестандартного оборудования
Мы разработали перспективный план реализации системы занятий по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития. В основу нашего планирования была положена разработка О. А. Зажигиной. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Принципы реализации проекта
1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
3. Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
4. Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
5. Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
6. Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ и семьи.
Ожидаемые результаты
1. Получение качественных и количественных характеристик уровня сформированности мелко-моторных функций.
2. Апробация технологий по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с задержкой психического развития.
3. Повышение уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.
4. Повышение качества коррекционно-педагогического воздействия.
Перспективные направления
1. Консультация для родителей: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.
2. Мастер-класс для родителей: «Нетрадиционные методы работы с детьми дома по развитию мелкой моторики рук».
3. Издание детского творческого альбома по технологии «Бусоград».