Ольга Лабазина
Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори
«Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори»
(из опыта работы)
«Помоги мне сделать это самому»
(М. Монтессори)
О чём всё чаще беспокоятся молодые мамы, склоняясь над колыбелью новорождённого? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников.
Публикация «Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Его мозг всё время работает: учится сравнивать, делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Для этого и существуют методики раннего развития, которые помогают справиться с этой нелегкой задачей.
Сенсомоторное развитие является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, занимая одно из центральных мест в работе уже с детьми раннего возраста, так как в начале второго года жизни ребенок начинает ходить, получив относительную независимость, пытаясь «взять весь мир в свои руки».
Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Проблема сенсомоторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
В работе с детьми своей группы (группы раннего возраста) я использовала элементы методики Марии Монтессори – итальянского педагога и философа. Она накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав систему дошкольного воспитания, которой успешно пользуются уже более ста лет. На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка. Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой самостоятельного развития ребёнка в дидактически подготовленной среде.
«Мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать, среду, в которой он может заниматься без постоянного участия взрослых. Своего рода детский мир, МИР, сделанный для Ребенка….» (Мария Монтессори)
Суть метода в уникальной системе САМОвоспитания и САМОразвития маленьких детей.
Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.
Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель передает всю активность ребенку. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам.
Данный принцип я стараюсь донести до родителей наших малышей, т. к. система Монтессори ставит в центр деятельности ребенка, а семья – это самая важная составляющая его развития.
Так, работая с детьми раннего возраста, особое внимание уделяю формированию сенсомоторных способностей, ставя перед собой задачу: дать одинаковые стартовые возможности в развитии всем детям посещающим группу.
Мною создана групповая мини лаборатория, в которой собран материал практической направленности для развития мелкой моторики, ручной умелости у детей раннего возраста по методике М. Монтессори, который не только обучает, но и радует их.
Здесь не должно быть случайных или лишних предметов, а значит необходимо продумать всю развивающую предметно-пространственную среду.
Предлагаю познакомиться лишь с малой частью упражнений, с которыми можно также ознакомиться в приложении. Необходимо отметить, что сменяемость игрового материала в группе происходит еженедельно в соответствии с ФГОС ДО (см. Приложение).
Сенсомоторное развитие ребенка происходит в ходе организации специальных игр-упражнений подгрупповых и индивидуальных.
Любое упражнение с дидактическим Монтессори-материалом имеет две цели – прямую и косвенную. Первая способствует актуальному развитию ребёнка (расстегивание и застегивание пуговиц и др., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений и мн. др.)
Занятия по методике Монтессори основаны на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку и предполагает развитие самостоятельности малыша. Ребёнка не надо заставлять, его необходимо заинтересовать, чтобы он сам выбрал материал и продолжительность занятий, и работал с удовольствием.
Доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к познанию окружающего мира.
Метод Монтессори для раннего возраста сосредоточен на развитие мелкой и крупной моторики рук, сенсорных эталонов, концентрации внимания, координации движения и усидчивости. Именно мелкая моторика кистей рук способствует развитию речевых центров, так как в кончиках пальцев ребёнка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга.
Занятия по системе Монтессори дают возможность развиваться всем способностям малыша, что в конечном итоге формирует уровень интеллекта на всю жизнь.
Меня заинтересовал метод Монтессори для работы с детьми раннего возраста. Я охотно применяю элементы методики Монтессори как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободной игровой деятельности, используя различные игры и упражнения. Такие как: «Рамки-вкладыши», «Прищепки», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», массажные мячики, «Бусы», «Игры с пальчиками», «Пересыпание фасоли», «Рисование на манке», «Переливание воды» и многое другое.
Для взаимодействия с семьями воспитанников я разработала программу детско-родительского клуба «Малышковая академия», на заседаниях которого знакомлю родителей с развивающими играми и упражнениями по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики и сенсорных эталонов с использованием элементов методики М. Монтессори.
Клуб является дополнительным компонентом воспитательно-образовательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интерес и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Подводя итог, применение в работе с детьми раннего возраста игровых упражнений и пособий с использованием элементов методики Марии Монтессори даёт положительную динамику в развитии у них сенсомоторных способностей.
Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики.
Использование элементов системы Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) и дает возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования.
Список литературы:
1. Е. А. Дивина. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори: метод. Пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2013. – 64 С.»
2. В. Г. Дмитриева. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М. : Эскимо, 2014. – 224 с. – (Популярные развивающие методики).
3. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне сделать это самому/ В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 96 с. : ил. – (Маленькие гении).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Групповая мини-лаборатория
«Переливалочки»
Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей и пальцев рук, мышления, концентрации внимания.
«Переливалочки ложкой»
Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей рук, прослеживающей функции глаза.
«Пересыпаем фасоль»
Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей и пальцев рук, прослеживающей функции глаз
«Сухой бассейн»
Цель: развитие мелкой моторики, скоординированных движений кистей и пальцев рук, мышления, тактильных ощущений.
«Рисование на манке»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
«Прокати шарик»
Цель: формирование умения понимать и выполнять словесную инструкцию педагога; развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики пальцев рук, прослеживающей функции глаза.
«Подбери шарик к палочке»
Цель: формирование ручной умелости, понимания словесной инструкции, развитие сенсорных эталонов.
«Бусы» / «Геометрические бусы»
Цель: развитие ручной умелости, чувства цвета, концентрации внимания, воображения.
«Сенсорик»
Цель: развитие сенсорных эталонов, мышления, умения соотносить плоскостное изображение и его контур.
«Выбивалочки»
Цель: развитие ручной умелости, координации, сенсорных эталонов, мышления.
«Геометрические вкладыши»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорных эталонов, умения соотносить плоскостное изображение и его контур.
«Части и целое» / «Дроби»
Цель: развитие ручной умелости, концентрации внимания.