Дрыжакова Эля Николаевна
Опыт работы «Музыкальное воспитание в развитии детей с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ В ЦССВ ГКУ ПЕТРОВСКИЙ ПАРК
Дрыжакова Э. Н. ,
ГКУ ЦССВ Петровский Парк
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего чело-века.
Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Опыт работы „Музыкальное воспитание в развитии детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важное социальное качество личности формируется из эмоционально-нравственной отзывчивости на музыку. Музыкальное развитие формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, способствует воспитанию чуткости к красоте в искусстве и жизни. Музыкальное воспитание влияет на общее развитие детей. У них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Музыкальное развитие выявляет музыкальные способности детей и содействует социализации ребенка, готовит его к новым достижениям становления личности, закладывает в него духовную культуру.
В детстве закладывается важный этап становления в развитии духовно-нравственного воспитания человека, его личности. Роль музыки здесь занимает первое место. Если говорить о дошкольной педагогике, то воздействие музыки на формирование личности является важнейшей целью эстетического воспитания. Музыка развивает способность у каждого человека переживать, дает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, в красоту, обогащает чувства и интеллект.
Музыкальное воспитание в широком смысле – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развитие идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. Это воспитание человека. На начальном этапе развития в раннем возрасте развивает способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитания музыкальной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Музыкальное искусство способствует и развивает у детей нравственные эмоции.
На раннем этапе развития закладываются основные способности человека как личности. В этом возрасте значительно активизируется память и ребенок может реализоваться в любой сфере. Музыка для ребенка – это творчество, избавление от комплексов, желание раскрыть возможности самореализации в своих духовных познаниях.
Дети центра содействия семейному воспитанию лишены родительского внимания и опеки. У детей наблюдается задержка психического развития. Она характеризуется отставанием в развитии не только высших психических функций, но и эмоционально-волевой сферы, двигательной и познавательной сферы, а значит снижается знание и представление об окружающем мире. Поэтому в работе с детьми все педагоги ЦССВ действуют по коррекционно-развивающей системе и отдают свое внимание детям.
Музыкально-коррекционные занятия объединяют психотерапевтические и общевоспитательные задачи. Дети познают окружающий мир, развиваясь на музыкальных занятиях. Неотъемлемой частью музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музы-кальноэстетических чувств у детей. На музыкальных занятиях дети учатся воспринимать музыку на слух, различать и понимать звуковысотность, ладовую окрашенность, метроритм, динамику, темп.
Еще с первобытного синкретического общества музыка и зачатки первобытного танца были неотделимы. Музыка известна еще с античных времен. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку, заметив, что она благотворно влияет на интеллект. Аристотель считал, что с помощью музыки можно влиять на формирование личности человека. Он в научном исследовании констатирует: «Важнейшими предметами обучения являются для греков грамматика (чтение и письмо, гимнастика, музыка и иногда рисование»…
Музыкальное воспитание направлено на познание внутреннего мира человека, которое неразрывно связано с духовными силами. Они, в свою очередь, создают основу для развития личности. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка - писал В. А. Сухомлинский. - Развивая чуткость ребенка к музыке мы облагораживаем его мысли, стремления»
Музыка способна не только оказывать глубокое воздействие на внутреннее психологическое состояние человека, но и в определенной степени, формировать его идеологию и мировоззрение. Это известно еще с древности. Феномен эстетического воздействия музыки Аристотель объяснял тем обстоятельством, что в сущностной основе музыки лежат некие «зародыши нравственных состояний», которые, по Аристотелю предают музыке статус обязательной педагогической дисциплины.
Как писал Платон: «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и возвышенного».
Знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский создал актуальную педагогическую систему, которая дошла и до наших дней. Он ввел музыкальное искусство как самый нужный предмет школьной программы.
В прошлом столетии многие выдающиеся музыканты и музыкальные педагоги говорили о важнейшей роли музыки в деле воспитания. Говорили о том, что музыка формирует духовность и воздействует на психику человека. Под действием композитора Золтана Кодаи в 1951 году в Венгрии появились школы с расширенным преподаванием музыки. Золтан Кодаи разработал новую музыкальную педагогику, строящуюся на пении. Его педагогика дает возможность строить музыкальное образование на добротной основе. Выяснилось, что успеваемость в этих школах была по всем предметам выше, чем в других школах. Эти воздействия музыки на человека касаются, прежде всего дисциплины и социального поведения.
Здесь можно говорить о важности педагога-музыканта, музыкального руководителя, который соединяет окружающий мир с культурой и людьми. Задача музыкального руководителя заключается в том, чтобы максимально использовать педагогический потенциал музыкального искусства в соединении с другими искусствами и научить детей созидать, чувствовать, сопереживать, беречь. Иными словами, быть духовно развитыми. Это развитие говорит об их социализации.
Для развития эмоциональной сферы ребенка-сироты музыка является важной составляющей в развитии ребенка. Она воздействует непосредственно на личность как вид искусства. Известно, что музыка широко применяется в лечебных и реабилитационных сферах. Так как музыка идет по жизни неразрывно с человеком, то это говорит о воспитательном и социализирующем воздействии на него.
Музыка является универсальным временным искусством, так как воздействует на любого человека вне зависимости от его возраста, пола, образования, социального положения. Музыка – это выражение содержательно-эмоциональной взаимосвязи между человеком и миром. Музыкальное искусство непосредственно действует на эмоциональную сферу человека. Оно заставляет прислушиваться к звукам окружающего мира а также к звукам собственной души, упорядочивая и согласовывая их между собой.
В. Г. Белинский считал, что влияние музыки на детей благодатно и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему, не будут резонерствовать, но она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни. Эта способность музыкального искусства является необходимой в развитии детей сирот, так как позволяет глубже и адекватнее осознать свою значимость и взаимодействие с окружающим их миром, людьми и культурой.
Большая роль здесь отводится педагогу-музыканту, музыкальному руководителю. Эта роль заключается в том, чтобы максимально использовать педагогические возможности музыкального искусства и других искусств. Музыкальных руководитель должен воспитывать в детях способность видеть, слышать, чувствовать, а значит сопереживать, сострадать, беречь, созидать, приумножать. Музыкальный руководитель на раннем этапе музыкального развития своих воспитанников обязан подвести детей к осознанию этого, чтобы они почувствовали через музыка свое истинное предназначение в природе и обществе. От этого зависит их социализация и инкультурация и оптимистичность их будущего.
Работая в центре содействия семейному воспитанию музыкальным руководителем нужно сказать о недостаточности введения типовой программы по музыкальному воспитанию. В нашем центре действует программа, направленная на детей с ограниченными физическими возможностями и умственной отсталостью. Эта программа соответствует ФГОС. Она направлена на пробуждение интереса к музыке у детей с ОВЗ, к их движению под музыку, а значит, развитию эмоционально-нравственной сферы. Основная задача – вызывать звуки, побуждать детей к разговорной речи, уметь двигаться под му-зыку, развивая опорно-двигательный аппарат. А также эмоционально откликаться на музыку. Работа музыкального руководителя включает работу как со всей группой детей, состоящей из 5-6 человек, так и с одним ребенком. Программа составлена для работы с детьми от 2-х месяцев до 7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 10 минут по СаПиНу.
Эта программа рассчитана на детей с учетом их психофизиологического развития и реализуется как практический развивающий курс. Структура занятия включает в себя три взаимосвязанных части:
- организационную (приветствие, приветственный ритуал-«настройка»)
- основную (различные виды деятельности, в соответствии с темой занятия)
- заключительную (прощание – песня).
Занятия проводятся по следущюим темам: Игра «Зайчики и лисичка» музыка Финаровского, игра «Цыплята» А. Филиппенко, игра «Жмурки» Флотова.
Наши дети с ОВЗ отстают в двигательном и умственном развитии и за счет яркой музыки, услышанной ими на фортепиано, дети стараются включаться в игру и ярко формируют образ, необходимый в той или иной игре. Отсюда формируется эмоциональное восприятие того или иного образа.
1. Игра «Зайчики и лисичка» музыка Финаровского. Это игра музыкально-ритмическая. Дети бегают в образе зайчиков, сложив на груди ручки-лапки. Затем приседают и «роют себе корм», лапками-ручками. Когда появляется лиса (воспитатель, с игрушкой в руке или в более старшей группе ребенок, исполняющий роль лисы, они закрывают глазки ручками, и, сохраняя тишину, сидят. Лиса бегает вокруг зайчиков, ищет их. По окончании музыки под возглас музыкального руководителя «Обнаружила!» они бегут на стуль-чики. Эта игра формирует у них двигательную систему и способствует релаксации в конце игры. Эта игра направлена на быструю реакцию, умение двигаться в соответствии со словами, развивает ориентировку в пространстве, тренирует память, внимание, воображение детей, способствует развитию коммуникативности.
2. Игра «Цыплята», музыка А. Филиппенко. Эта игра тоже музыкально-ритмическая. Дети в образе цыплят, заложив крылышки-ручки, слегка нагнувшись ходят, выпрямляя ножки. Затем «разгребают» лапками-ножками, ищут воображаемый корм. После этого «клюют зернышки», присев на корточки, стучат по полу. В конце игры за детками-цыплятками гонится кошка (воспитатель с игрушкой в руках или в старшей группе эту роль кошки играет ребенок). Эта игра развивает образное мышление, способствует развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов. У детей формируется навык ориентировки в пространстве. Эта игра также способствует коммуникативности.
3. Игра «Жмурки» Флотова (для старших детей от 5 лет). Игра музыкально-ритмическая. Медленная часть – Дети стоят в кругу, соединив ручки. В центре стоит жмурка-ребенок, закрыв ладошками глаза. В ритме музыки при помощи воспитателя дети сужают круг, а затем расширяют его дважды. При смене медленной части на быструю часть, «жмурка» бежит за детьми. Дети убегают на стульчики. Эта игра развивает быструю реакцию, способствует формированию двигательной системы. Игра способствует яркому эмо-циональному настрою детей.
Свидетельством педагогической эффективности каждого из проведенных занятий является положительный эмоциональный настрой детей по отношению к педагогу и друг другу. Оптимальное количество детей в группе 5-6 человек. Эффективность каждого занятия – это согласованность детей в работе с музыкальным руководителем.
Систематическая работа по воспитанию у детей нравственных эмоций может привести к формированию у них речи, к желанию двигаться под музыку. Доброту и отзывчивость у детей формируют утренники и кукольные театры, где дети стремятся с помощью педагогов вовлекаться в происходящее действие. Эмоционально-нравственное развитие ребенка берет свое начало из методик и духовной культуры каждого педагога, работающего в ЦССВ. Оно зависит от бережного отношения к детям и от желания помочь детям с ОВЗ достойно развиваться в обществе, и позволяет развить их духов-ный потенциал, их когнетивное мышление. Необходимо эффективнее использовать методы и средства музыкального воспитания, так как дети-сироты лишены родительской опеки и их психика с трудом поддается воспитанию. Эмоционально-нравственное воспитание делает устойчивей психику, готовит новых людей в обществе.
Литература:
1. Перегуд, А. И. Технология создания эмоционально-комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях ОЭР. – СПб. : Детство-Пресс, 2012
2. Годовникова, Л. В. Коррекционно-развивающие технологии в дошкольном обра-зовательном учреждении. Программы развития личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферы детей, диагностический комплекс. – Волгоград: Учитель, 2014
3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М. : Академия, 2013
4. Немыкина, И. Н. Основы музыкальной педагогики. – Екатеринбург, 2013
5. Староверова, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. – М. : ВЛАДОС, 2017