Получи документы

Консультация «Развитие речи у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»

Анисимова Елена
Консультация «Развитие речи у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Изучая человеческое сознание и подчеркивая его связь с деятельностью, в которой оно формируется, нельзя отвлечься от того, что человек – существо общественное, деятельность его – общественная деятельность и сознание его – общественное. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Общение сознательное между людьми осуществляется посредством речи.

В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями. Человек посредство языка питается, обогащается результатами общественного опыта; наблюдения, и знания людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого.

Публикация «Консультация „Развитие речи у детей 3–4 лет посредством дидактических игр“» размещена в разделах

Речь – это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка. Речь – это язык в действии. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, и форма существования мышления).

Традиционно выделяют три функции речи :

Сигнификативная (обозначающая) функция. Сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты, как окружающей среды, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание людей основывается на единстве обозначения предметов явлений, как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных. Общение животных происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих на рефлексы.

Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только данный предмет, но и целую группу сходных предметов. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний, отношений, чувств и соответственно делится на информационную, воле изъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь, как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

Две основные функции речи – коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.

Существуют различные виды речи :

Звуковая речь - Современная речь является по преимуществу звуковой речью.

Речь жестов

В настоящее время язык жестов (мимика и пантомимика) является кА бы аккомпанементом к основному тексту звуковой речи : жест имеет в нашей речи вспомогательное, второстепенное значение.

Письменная и устная речь

Они теснейшим образом связаны между собой, но их единство включает и очень существенные различия. Современная письменная речь носит алфабеический характер, буквы – обозначают звуки устной речи. Тем не менее, письменная речь не является просто переводом устной речи в письменные знаки. Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная – как речь деловая, научная, более безличная. Письменная речь при этом направлена преимущественно на передачу более отвлеченного содержания, между тем, как устная, разговорная речь по большей части рождается из непосредственного переживания.

Внешняя речь и внутренняя речь

Отличаются не только тем внешним признаком, что внутренняя речь не сопровождается громкими звуками, что она – «речь минус звук», но и своей структурой, протекая в иных условиях. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает «короткие замыкания»; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующего ею, представляется само собой разумеющимся. Неправильно было бы целиком интеллектуализировать внутреннюю речь. Внутренняя речь – беседа (с воображаемым собеседником) часто бывает эмоционально насыщенной. Не подлежит сомнению, что с внутренней речью мышление связано особенно тесно. Поэтому мышление и внутренняя речь неоднократно отожествлялись.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Развитие речи у ребенка опосредовано обучением : ребенок научается говорить. Однако это никак не означает, что овладение речью является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Первичное овладение родным языком, подлинно живой речью совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. В течение первого, подготовительного периода развития речи, до того как ребенок начинает говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и начинает понимать речь окружающих. Первые звуки ребенка – крики. Это рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети (поэтому не сразу диагностируется глухота). Затем появляются, так называемые, гуление и лепет. Понимание речи окружающих сначала носит примитивный характер (где у нас окно, пойдем смотреть в окошечко – ребенок поворачивает голову в сторону окна).

Первые осмысленные слова, произносимые ребенком, появляются к концу первого – началу второго года. (Как правило). Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соединенных с гласным в слог, обычно многократно повторяющийся (ма-ма, па-па). Обозначающая функция речи выделяется позднее (приблизительно к полутора годам) [С. Л. Рубинштейн]. Ребенок начинает интересоваться названиями предметов, требуя от взрослых ответа на вопрос «что это?». Результатом этой активности является начинающийся обычно с этого момента быстрый рост словаря, особенно имен существительных.

Именно к 3-4 годам ребенок учится обобщать схожие предметы, его речь становится более богатой и понятной для окружающих. Хотя зачастую она все еще носит ситуативный характер. Активная лексика – словарный запас ребенка из 1500-2000 слов. Грамматический строй – ребенок строит предложения из 3-4 слов. Учатся использовать в речи все части речи – прилагательные, числительные, местоимения – и согласовывать их; использовать единственное и множественное число предметов. Фонетика – артикуляционный аппарат ребенка укрепляется, но речь «не чистая». Как правило, не выговариваются шипящие, Л и Р. Интонация и выразительность – с большим желанием дети копируют интонацию, с которой им читалось стихотворение или сказка, и даже могут привнести свои выразительные нотки (Маша плакала – хны-хны). Часто не регулируют громкость своего голоса, от эмоций – кричат, от стеснения – шепчут.

Использование игровых методов дома и в детском саду – эффективное средство для формирования речи у малышей. Важная роль в этом процессе отведена дидактическим играм.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Однако, известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

- математические (для закрепления представлений о времени, пространственном расположении, количестве);

- сенсорные (для закрепления представлений о цвете, форме, величине);

- речевые (для ознакомления со словом и предложением, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи, обогащения словаря);

- музыкальные (для развития звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма);

- природоведческие (ознакомление с объектами и явлениями живой и неживой природы);

- для ознакомления с окружающим (предметами, материалами, профессиями, и т. п.).

В зависимости от использования дидактического материала традиционно дидактические игры подразделяются на три группы:

- игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;

-настольно-печатные игры (разрезанные картинки, сложи кубики, лото, домино);- словесные игры («Черное и белое», загадки).

С точки зрения, познавательного интереса, дидактические игры также подразделяют:

- интеллектуальные (шарады, ребусы, головоломки, логические);

- эмоциональные (развлечения, игры-беседы, сюжетные);

- регулятивные (прятки, соревнования, эстафеты, игры-поручения);

- творческие (театрализованные, музыкальные, фокусы);

- социальные (сюжетно-ролевые игры дидактического содержания, экскурсии, путешествия).

Также, выбирая дидактическую игру, необходимо помнить об основных структурных элементах:

- задачи (соответствие возрастным, социальным и психофизиологическим особенностям детей);

- содержание (как правило, окружающая действительность);

- правила (в младшем возрасте особенно помогают развивать способность торможения);

-игровое действие (проявление всех видов активности ребенка)

Публикации по теме:

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством дидактических игр. Дидактическая игра «Чья мама, чей малыш?» Задачи: Закрепление знаний детей о домашних животных; умение правильно называть их и их детенышей Целевой ориентир: знают о домашних животных;.

Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста»Доклад «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Доклад на тему «Развитие речи посредством дидактических игр детей младшего дошкольного возраста» Чем богаче и правильнее речь ребенка,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания» Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития личности. Ребенок черпает первые.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» Актуальность Тема"Сенсорное развитие детей 2-3лет через дидактические игры" выбрана не случайно. Сенсорное развитие составляет фундамент.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр. Дидактическое пособие из фетраРазвитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр. Дидактическое пособие из фетра В настоящее время проблемой многих детей является достаточно развитая речь. У детей раннего возраста это особенно актуально, так как развитие.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством дидактических игр УДК 376.4+372.3/.4+37.0 СТАТЬЯ Сергиной А. С. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития среднего возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 23:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие речи у детей 3–4 лет посредством дидактических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Елена (УИ 1994490) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД