вера прохорова
Развитие речи детей на занятиях по миру искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – основа становления личности, при этом главное условие – помочь ребенку реализовать свои возможности, помочь развиться яркой, творческой личности.
Известно, чем активнее работает мозг, тем лучше развиваются его структуры : интеллект ребенка растет пропорционально полученной информации.
Публикация «Развитие речи детей на занятиях по миру искусства» размещена в разделах
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. В процессе изобразительной деятельности развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, творчество, а так же происходит активное развитие речи : усвоение названий форм, цветов, пространственных характеристик, обогащение словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры, развитие связной речи, а так же выразительности и образности речи. Расширение, обогащение словаря способствует использованию детьми образных сравнений. Это помогает при составлении рассказов по картинам, иллюстрациям.
Мы знаем, что речевое происходит непосредственно в процессе познания ребенком окружающего мира.
Конкретно на занятиях по изо д-ти речь ребенка развивается :
• при обследования предмета,
• в процессе описания картины,
• в высказывания своего замысла в начале работы над рисунком,
• при анализе в конце работы.
Этому способствую традиционные методы, как репродуктивного характера: рассказ воспитателя, обследование предмета, вопросы-указания, так и продуктивные: проблемные ситуации, проблемные вопросы. А так же этому способствует метод моделирования.
Хорошим помощником именно в развитии речи на занятиях по ИЗО д-ти стало мое участие в эксперименте. Активно используются модели Красильниковой, а так же другие продуктивные методы: «вхождение в картину», создание речеактивизирующих ситуаций, речедвигательные физкультминутуки. Они помогают не только развитию речи, но и развитию артикуляции, общей моторики, мелкой моторики и звуковой культуры речи.
Мы используем все три модели: повествовательные при составлении рассказов о событиях до и после изображенных на картинах, составлении рассказов об объекте.
Описательная модель при обсуждении картин и объектов. Когда мы описываем предмет, то мы в начале называем его. Когда мы описываем картину, то сначала называем, что это за картина, о чем она.
Важно обратить внимание детей на то, что в самом начале описания картины не надо перечислять все, что на ней нарисовано, а надо сказать, о чем картина. На второй части описания предмета мы называем части и свойства объекта: форма, цвет, величина, качества. Когда описываем картину, то надо описывать все объекты, которые на ней изображены. В конце описания при описании отдельного предмета мы высказываем свое отношение к нему. При описании картины мы также говорим о том, какие чувства, мысли, воспоминания она у нас вызвала.
Анализ детских рассказов проводится по вопросам:
- понравился ли вам рассказ о картине, какую часть в рассказе пропустили ребята, какие персонажи получились самыми выразительными.
Также при анализе работ использовалась модель рассуждения.
После проведенной работы можно сделать вывод, что речевое развитие детей улучшилось : звуковая сторона. Дети стараются правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается при составлении рассказов грамматическая сторона и связная речь. Более богатой становиться лексика.
Увереннее дети составляют рассказы по картине, иллюстрации, объекту.