Виктория Николаевна Петрова
Статья «Развитие общественной системы дошкольного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие общественной системы дошкольного воспитания.
«Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к
определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать
возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в
том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием,
Публикация «Статья „Развитие общественной системы дошкольного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
познанием и поступками, знанием и умением». Фридрих Фребель
Возрастная периодизация в работе Фридриха Фребеля «Воспитание
человека».
Ф. Фребель в своей работе показал, что в основании всего лежит, что-то божественное.
Нельзя по наружному (внешнему) виду ребенка судить о его внутреннем «мире».
Добрый ребенок с виду может быть злым внутри и, наоборот, с виду рассеянный
может иметь твердо определенную мысль и т. д. Воспитание, преподавание и
назирание, должны быть с самого начала по необходимости пассивными, следящими
(только предостерегающими и охраняющими, но не предписывающими, решающими,
насильственными. Каждый человек еще ребенком должен воспитываться как
необходимый, существенный член человечества. Ребенок с первых дней своей жизни
как губка впитывает в себя все, что есть вокруг, и задача родителей, воспитателей
такова, чтоб ребенок «не впитал» в себя ни чего дурного, для этого все окружающие
должно быть чистое и ясное. Ф. Фребель сформулировал 3 закона воспитания :
1. Самораскрытие божественного начала в душе человека.
2. Поступательное развитие человека.
3. Закон природосообразности. Фребель считал целью воспитания развитие
природных способностей ребенка.
Возрастная периодизация:
Грудной ребенок
Ребенок
Отрок
Школа
Семья и школа
Педагогическая система Ф. Фребеля3
Компоненты
развития
чувства
познавательная и практическая деятельность
язык
математика
Этапы
умственного
развития
Исходный - связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он
сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.
Младенчество – действие и слово матери способствуют научению
выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего
окружающего, а затем самого себя.
Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом
этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и
научение.
Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных
предметов.
«Дары
Фребеля»
Мяч.
Деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание
цилиндра и сторона кубика одинаковые).
Куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая
половина — на четыре части).
Тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик
делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные
плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна
одной четвертой этой стороны).
Кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем
девять из них разделены на более мелкие части.
Кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из
которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.
Грудной ребенок.
Младенческая ступень развития.
Для ребенка, появившегося на свет, внешний мир состоит из предметов, которые
находятся в хаотичном беспорядке, все как в тумане, неясности. И слово со стороны
матери сначала разделяет ребенка и внешний мир, затем соединяет воедино – сначала
в отдельных и редких случаях и наконец все разнообразнее и чаще, в замкнутой
определенности, и в итоге ребенок сам для себя выступает как определенный
предмет, стоящий особняком от всего остального. В душе и уме, в истории духовного
развития, в истории осознания человека, в каждом ребенке, в опыте каждого ребенка,
от его появления на земле повторяется история развития и создания всех вещей.
Делать внешним внутреннее, а внешнее внутренним, находить между ними единство –
вот та общая внешняя форма, в которой высказывается назначение человека. Предметы внешнего мира представлены в 3х состояниях: жидком,4
твердом и газообразном. Поэтому, так как мир наш гармоничен, человек одарен
чувствами для восприятия этих 3х состояний. Каждый предмет находится в состоянии
движения или покоя. Органы слуха и зрения наделены чувством для восприятия
газообразного состояния предмета. Органы вкуса и обоняния наделены чувством для
восприятия жидкого состояния предмета. Органы чувствования и осязания наделены
чувством для восприятия твердого состояния предмета. Согласно закону познавания
вещей посредством противоположного идет развитие в ребенке слуха - чувство слуха,
затем развивается зрение – чувство зрения. Благодаря развитию этих 2х чувств
становится возможным для родителей и окружающих соединять предметы с их
противоположностью. Сначала словом, затем знаком. Цель: привести ребенка к
созерцанию, а потом к познанию предмета. По мере развития в ребенке физических
чувств равномерно и одновременно развивается способность распоряжаться своим
телом и его членами, причем в той последовательности, которую задала сама природа
– мать. Все предметы внешнего мира разные по своим качествам и характеристикам,
поэтому одни – требуют спокойствия, а подвижные – требуют определенного
движения (схватить, поймать, удержать и т. д.). Таким образом, развиваются у ребенка
употребление частей тела (членов, появляется сноровка для сидения или лежания,
обнимания и схватывания, хождения и прыгания и т. д. Стояние – это цельная
совокупность всех навыков тела и его членов так как, приобрелся навык нахождения
центра тяжести. Физическое стояние важно для данной ступени развития, также как и
важна улыбка для ранней ступени развития нравственно-религиозная устойчивость
для последней ступени развития. На этой системе развития для появившегося на свет
человека главное научится пользоваться своим телом, своими чувствами, своими
частями тела. На данной ступени развития ребенок играет со своими частями тела
(ручками, пальцами, губами, языком, ножками, глазами и даже выражениями лица). И
чтобы ребенок в последующем своем развитии не проявлял в движениях тела и
особенно лица, ни каких не нужных движений без внутреннего основания. Поэтому
дети с ранних пор не должны, никогда, слишком долго предоставляться самим себе,
ни в кровати, ни в колыбели, ни в каких других местах. И для того чтоб ребенок во
время засыпания и пробуждения не был предоставлен сам себе Ф. Фребель предложил
повесить перед колыбелью клетку с веселой птичкой, так как данное приспособление
приковывает деятельность физических чувств и ума ребенка и тем самым дает ребенку
многостороннюю пищу для размышления.
Ребенок.
Так как у ребенка развита деятельность чувства, тела и его членов, и он начинает
самостоятельно изображать внутренне внешним – значит, у ребенка началась детская
ступень развития.
Детская ступень развития.
Для этой ступени внутренний мир человека представляет нерасчлененное,
лишенное разнообразия целое. Но как только вмешается «язык», начнется внешнее
проявление и изображение внутреннего мира человека, начинается расчленение,
начинается разнообразие во внутреннем мире человека, разнообразие, обусловленное
в своих отношениях средствами и целью. Человек стремится собственной
самодеятельной силой представить и изобразить свой внутренний мир «словом». С
данной ступени развития начинается воспитание человека : уменьшается физический5
уход, но усиливается умственный уход и надзор. Каждая ступень важна – в свое время.
«Высшая ступень» детского развития.
Игру Фребель считал «высшей ступенью детского развития». Игра для ребенка —
инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная
жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире.
Игра и разговор – вот стихия, в которой теперь живет ребенок. На данной6
ступени развития ребенок приписывает каждому предмету способность жить,
ощущать и говорить, думает, что неодушевленные предметы слышат и видят. Игра –
это высшая ступень детского развития, развития человека этого периода. Игра –
прообраз и копия всей человеческой жизни, она дарит радость, свободу, довольство,
покой в себе и около себя. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.
«Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного
утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым
самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» Ф. Фребель. Игра не пустая
забава, она имеет высокий смысл и значение, мама должна развивать, а отец охранять.
В эти годы детства важны выбор и способ питания. От этого зависит, каким будет
ребенок не только в данное время, но и в бедующем времени (ленивым или
деятельным, утомленным или живым, вялым или расторопным, слабым или сильным).
Поэтому первая пища после молока матери должна быть простой и умеренной.
Родители и воспитатели должны понимать что от того какое было детство зависит
какое будет бедующее у ребенка. Для того чтобы ребенок мог активно двигаться и
играть одежда не должна стеснять движения. Одежда должна быть по размеру, а
фасон, цвет, покрой платья не должны быть основной целью при выборе одежды, так
как ребенок должен оставаться самим собой. Отец и мать должны возбуждать и
побуждать в ребенке силы, задатки. Мать воспитывает ребенка на основании
инстинктов, но необходимо, чтобы она это делала это осознанно средством
приобретения необходимых знаний. Ребенок постепенно с ранних лет должен
осознать самого себя и размышлять над собой. Мама показывает и на примерах
рассказывает о предметах и предостерегает, об опасности некоторых предметов
которые они таят в себе: «Суп горяч, он жжется. Нож остер, колет, им можно
уколоться, обрезаться: не трогай его». Нужно постоянно разговаривать с ребенком,
проговаривая все свои действия, чтоб он имел полное представление о мире. Ребенок
самостоятельно стоит и бегает, сидит и ходит, держит равновесие. Ребенок должен
связывать свои поступки со словом. Ребенок может обозначить предмет не только,
словом, но и рисунком. Как у ребенка есть способность к языку, так же она есть и к
рисованию. Счет тоже важен, знание количественных отношений чрезвычайно
повышает самую жизнь ребенка. Окружающие и мать должны с ранних пор развивать
в ребенке способность счисления по надлежащему методу и согласно законам
человеческого мышления, поскольку это требует сама жизнь. Язык и природа открыты
перед ребенком; свойства числа, формы, величины, знание пространства, сущность
сил, действия материи начинают открываться перед ним; цвет, ритм, тон и образ
выступаю перед ним в своих зародышах и своеобразных особенностях. Профессия
отца служит исходным пунктом для усвоения всякого человеческого знания; поэтому
очень важно при всяком занятии не отталкивать ребенка, не гнать прочь от себя, не
проявлять нетерпеливость при всегда повторяющихся вопросах. Не нужно отвечать на
вопросы ребенка прямо, так как дети не всегда могут понять в меру своего опыта и
силы, нужно давать ребенку возможность и создавать условия, в которых он сам смог
получить ответ.
Высшая радость и наслаждение – это занятие с детьми