Юлия Васильевна Кожемяко
Статья «Практические игры-тренинги, направленные на предупреждение основных проблем воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Основным фактором, предопределяющим основную проблематику в воспитании детей в настоящее время, является высокая загруженность родителей, как следствие пренебрежение в раннем возрасте деталями в формировании адаптивных качеств. В данной статье будут рассмотрены следующие две проблемы в формировании характера ребенка: отсутствие самостоятельности и агрессия.
Публикация «Статья „Практические игры-тренинги, направленные на предупреждение основных проблем воспитания дошкольников“» размещена в разделах
С первым понятием могут быть связаны недостаточное развитие навыков безопасного поведения, недостаточная ответственность за совершаемые поступки. Невнимательность к данным вопросам может привести как к получению физических травм ребенка, так и к невозможности самореализации его как взрослого человека в будущем. Для эффективного применения практической игры следует учитывать специальные условия: максимально приближенная обстановка предметно-игровой среды, предварительное разыгрывание ситуации с психологом, появление препятствий для максимального вовлечения ребенка в процесс разрешения проблемы-ситуации, поддержание адекватного эмоционального состояния ребенка. Рассмотрим на игровом примере развитие адаптации ребенка для безопасного поведения на природе, в условиях правил дорожного движения, при общении с незнакомыми людьми.
Рассмотрим безопасное поведение ребенка на примере игры «Съедобно-несъедобно». Для игры необходимо подготовить различные картинки растений, чтобы вовлечь ребенка в процесс игры, можно предварительно собрать некоторые детали картинок из небольшой мозайки в картинку. Среди картинок должны быть полезные и ядовитые ягоды. Ребенку нужно самостоятельно выбрать в корзину картинки съедобных ягод. Между тем, как часть детей разделяет ягоды, можно загадать загадки.
Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это?
(Смородина)
Цветок — как бубенчик,
Беленький венчик.
Цветёт он не пышно,
Звенит ли — не слышно.
(ягоды ландыша)
Игра, развивающая способность ребенка самостоятельно различать основных правила дорожного движения “Да, нет”. Цель: закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте. Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети хором отвечают “да” или “нет”. I вариант: Быстрая в горе езда?- Да. Правила знаешь движения?- Да. Вот в светофоре горит красный свет Можно идти через улицу?- Нет. Ну, а зелный горит, вот тогда Можно идти через улицу?- Да. Сел в трамвай, но не взял билет. Так поступать полагается?- Нет. Старушка, преклонные очень года, Ты место в трамвае уступишь ей?- Да. Лентяю ты подсказал ответ, Что ж, ты помог ему этим?- Нет. Молодцы, ребята, запомним, Что “нет”, а что “да”, И делать, как нужно, старайтесь всегда!
Для формирования самостоятельности в отношениях с посторонними людьми, можно попросить детей изобразить на одном рисунке тех, кого они считают «своими» (мама, папа, сестра, бабушка, «посторонними» (сосед, продавец, дворник). Если возникают сложности в выборе (например воспитатель, подруга сестры, то можно сделать третий рисунок «знакомые». Затем можно обыграть ситуацию с небольшим мячом, закрепить на каждом ребенке роли «мама», «бабушка», «сосед», и поочереди кидать мяч другому человеку, приговаривая «свой», «чужой», «знакомый».
Также для развития самостоятельности необходимо в форме игры присваивать роли детям, разыгрывать ситуации: «продавец-покупатель», «учитель-ученик», «врач-больной». Также можно предложить детям загадать, кем бы они хотели стать, когда вырастут. И каждому ребенку для выбранной профессии нужно написать 3 вещи, которые должен хорошо уметь делать человек. В процессе игры полезны обсуждения.
Самостоятельность в рамках современной жизни является основополагающей чертой характера, без которой в будущем уже взрослый человек не сможет достичь поставленной цели. Необходимо предоставлять ребенку право выбора, а также объяснять на игровых примерах важность выполняемых задач.
Вторая не менее важная проблема в воспитании ребенка это агрессия. В условиях ограниченности свободного времени, проводимого родителями со своими детьми, данная черта может прогрессировать. Если ребенок имеет высокую активность, то можно использовать следующую игру.
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить". В результате игры ребенок избавится от излишней энергии, которая может превратиться в агрессию.
Для того, чтобы развить в ребенке нужность в социуме, способность понимать других людей, принимать интересы собеседника можно применить игру «Клубок». Дети садятся в круг, психолог пускает по кругу клубок и предлагает говорить поочереди доброе пожелание соседу справа, поясняет, что пожелание не должно совпадать с предыдущими. Данная игра в общении помогает развить спокойствие ребенка, а также умение позитивно относиться к окружающим. Так же детям дошкольного возраста будет интересна командная игра с совместным итогом деятельности. Например, группе нужно дать задание построить дом, и каждый может сделать что-то одно. Важно объяснить, что вклад каждого важен. Ребенку необходимо объяснить, для чего нужна каждая деталь. Конечный результат может выглядеть как в виде рисунка, как в виде поделки.
В современной психологии существует множество точек зрения и методик коррекции воспитания ребенка. Однако, как видно из приведенных примеров, связующим звеном в подавлении агрессии и развитии самостоятельности, ответственности выступает социализация. Таким образом, коллективная игровая методика является наиболее эффективным методом в достижении поставленной задачи.