Анна Шефер
Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Шефер Анна Константиновна
МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок»
город Минусинск
Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности
Важнейшей задачей воспитания духовной культуры является целостное освоение художественной картины мира, природы и жизни человеческого общества. Целью музыкально-эстетического воспитания в дошкольном учреждении считается формирование музыкальной культуры на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
Публикация «Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности» размещена в разделах
Основной целью в развитии музыкальной одаренности в учреждении дошкольного образования является создание условий в образовательной среде учреждения обеспечивающих формирование развитие творческого потенциала дошкольников.
В свою очередь я как педагог осуществляю развитие музыкальной одаренности детей посредством создания системы работы на музыкальных занятиях по образовательной программе и программе дополнительного образования.
1. Направления в работе с музыкальной одаренностью.
Развитие художественной одаренности средствами реализуемой образовательной программы и практического пособия «Росинка» возможно при условии организованной педагогической деятельности на музыкальном занятии и на индивидуальных занятиях по развитию певческого голоса.
2. Виды деятельности по работе с одаренными детьми
С целью творческого развития детей использую разнообразные виды музыкальной деятельности, для этого:
А. Разработала методический инструментарий по проведению занятий:
1. Составила реестр и аудиотеку музыкальных произведений для работы по развитию способностей к восприятию и выражению эмоций.
2. Подобрала и использую на занятиях ролевые, дидактические, музыкальные игры, обеспечивающие приобщение к творчеству и проявлению активной позиции исполнителя.
3. Использую упражнения (попевки) для развития дыхания, звукообразования, выработки полетности звука, для формирования гласных, для формирования дикции.
Б. Составила практическое пособие художественно - эстетического направления «Росинка». Содержание, которого интегрирую в образовательную программу по музыкальному воспитанию и использую для реализации музыкально - игровой, песенной деятельности и слушания. Элементы народного творчества и фольклора использую в музыкальных мероприятиях, в индивидуальной работе с музыкально одаренными детьми.
В. Использую принцип организации интегрированных занятий. Применяю объяснительно – иллюстративные, словесно - логические, деятельностные методы и приемы в организации занятий. Обеспечиваю реалистичность представлений о Мире музыки, как реальном мире звуков, без которого человек не может представлять целостную – картину «мира». Через «окно» музыки дети учатся получать наслаждение звуками, у них формируются представления о предметах и процессах, вырабатывается нравственные, этические, эстетические, духовные ценности.
Г. Создаю психологически комфортные условия, каждый ребенок на занятии может давать ответ, исполнять произведения, слушать, эмоционально реагировать, фантазировать согласно своему восприятию мира, передавая свои собственные ощущения. Задача педагога не только настраивать детей на глобальное восприятие, но и развивать ориентацию на собственное творчество.
Д. Обеспечиваю сотрудничество с родителями воспитанников.
1. Предлагаю домашнее разучивание произведений, исполнение в кругу семьи, что обеспечивает развитие памяти, самостоятельности, эмоционального отклика, навыка исполнения перед аудиторией.
2. Организую родителей на участие в совместных праздниках, подготовку реквизита и костюмов. Мотивация семьи и воспитателей на участие в праздниках обеспечивает активизацию музыкального творчества детей.
3. Использование элементов пособия «Росинка» для работы над развитием музыкальной одаренности детей в детском саду.
1. Содержание практического пособия «Росинка» использует следующие тематические блоки: «Русский фольклор», «Музыка в природе и в сказке», «Наполним музыкой сердца», «Музыкальные гостиные». Исторически сложившаяся культура русского народа может быть рассмотрена не только на занятиях, но и на индивидуальных занятиях с одаренными детьми. Например, использование в практике темы «Колокола России» осуществляется через беседу о истории возникновения колокольных звонов на Руси, их разновидности и значение в жизни русского человека, идет прослушивание Колокольные звоны Троице-Сергиевой лавры, просмотр картин: М. Нестеров «Молчание», «Под благовест», И. Левитан. «Над вечным покоем», «Озеро», «Вечерний звон». Воспитанники учатся ритмичному звукоизвлечению на колокольчиках разной величины и знакомятся со звуками разной высоты и подражают звукам колокольного звона голосом.
2. Использую при подготовке календарных фольклорных праздников: календарные песни, заклички, приговорки: «Коляда, коляда», «Сею-вею, посеваю», «Масляна, маляна». Целостное восприятие обеспечиваю через демонстрацию пейзажей русской природы в разное время года; В. Суриков. «Взятие снежного городка», В. Васнецов. «В костюме скомороха». Индивидуальные задания для солистов по исполнению частушек, закличек, игра на шумовых инструментах позволяют выявить способности к правильному звукоизвлечению и интонированию, ритму.
3. Развитие творческого потенциала осуществляю через постановку музыкальных сказок и интеграцию знаний дошкольников о сказочных героях и явлениях природы. Применяю приемы разучивания ролей в музыкальном исполнении муз. Е. Лепиной, сл. О. Высотской «Песенка бабы Яги», Муз. М. Раухвергера, сл. З. Петровой «Песенка о гномах» и другие.
Процесс познания музыкального материала основывается на творческой деятельности детей, а это позволяет развить творческое воображение, образное мышление, умение обобщаться, высказывать эмоциональные переживания через слушание музыки, исполнительскую деятельность, вступления в коммуникацию.
Литература:
-Искусство и образование. //Методика, теория и практика художественного образования и эстетического воспитания. – М., 1999.
-Кирюшин В. Интонационно-слуховые упражнения для развития звуковысотного музыкального слуха, мышления и памяти. - М., 1992.
-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. - М., 2014
-Фридкин Г. Практическое пособие по музыкальной грамотности. – М. 1982.
-Эфрусси М. Микрофоны и их применение. – М., 1974.