Галина Денисова
Статья «Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассмотрим проблему взаимодействия общественного и семейного воспитания в историко-педагогическом аспекте.
После установления в России советской власти общественное воспитание детей стало делом государственной важности. В Декрете об учреждении государственной комиссии по просвещению говорилось об организации, наряду с отрядами по всеобщей грамотности, по школьному строительству, по внешкольному образованию, отдела дошкольного воспитания.
Публикация «Статья „Формирование личности ребенка в условиях взаимодействия общественного и семейного воспитания“» размещена в разделах
Признание роли семьи в воспитании ребенка вело к стремлению найти способы воздействия на родителей с тем, чтобы семейное воспитание подчинялось тем же принципам, что и общественное. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества».
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей» 1. В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные понятия : «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» 2. Важность педагогического просвещения семьи диктовалась самой жизнью. В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно- исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР, который возглавил академик A.B. Запорожец. В различных лабораториях НИИ рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Согласно схеме, разработанной Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания (таблица 1) 3.
Таблица 1
Преимущества и недостатки общественного и семейного воспитания
Детский сад Семья
Недостатки Преимущества
Деловая форма общения воспитателя с детьми, сниженная его интимность, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком. Сравнительная жесткость режима дня. Общение с детьми одного возраста. Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы по-ведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов.
Преимущества Недостатки
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей. Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе. Возможность играть и общаться с широким кругом свер-стников. Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых, инертность в поисках методов воспитания. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания.
На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Если ребенок лишен материнской любви и ласки, не принимает посильного участия в делах семьи, большую часть времени проводит в образовательном учреждении, то у него нарушается эмоциональная связь с близкими людьми, не реализуется его основная потребность в общении. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников.
Приведенный анализ подтверждает важность сотрудничества образовательного учреждения и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения произошли в 90-е годы XX века. Это было связано с реформой образования. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В данном Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу.
Общая стратегия законодательных актов заложена в Конституции Российской Федерации, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей. Конституция обязывает родителей заботиться о воспитании детей, приобщать их к труду и воспитывать у них трудолюбие 4.
Современная педагогическая наука признает приоритетность семейного воспитания, что требует изменения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьей. Необходимо эффективное взаимодействие в системе «педагог - ребенок - родитель».
Литература
1. Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности / Соч. : В 5 т. — Киев, 1980. — Т. V.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учебное пособие / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : Сфера, 2009.
3. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями : Зачем? Как? - М., 1993.
4. Конституция Российской Федерации. – М. : Омега-Л, 2012.