Елена Хопкина
Проект «Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром»
Автор проекта : Хопкина Елена Геннадьевна, воспитатель детского сада № 48.
Продолжительность проекта : апрель - май.
Тип проекта : познавательно –творческий, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.
Возраст детей : 3 -4 года.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Развитие экологического воспитания в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром“» размещена в разделах
Экологическое воспитание в образовании является одной из актуальных проблем современности. Глобальный кризис окружающей среды привел к тому, что экологические проблемы стали центром внимания и дошкольных работников. Из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе исходящего, прежде всего от деятельности человека. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро. Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных. Ни для кого не секрет, что любовь к природе формируется у ребенка с детства. Поэтому знакомить их с окружающим миром нужно начинать с самого раннего возраста. Природа окружает ребенка всегда. Она дает огромный запас знаний, который пригодится ему в будущем. Природа оставляет большой след в душе ребенка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребенок радуется, видя зеленую траву, слушая щебетание птиц или ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданны для ребенка. А все новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире –зависит от взрослого. Мир огромен, а ребенок еще мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться природой у малыша разовьется чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : у детей наблюдается повышенный интерес к окружающему миру, однако не всегда мы, взрослые, умеем поддержать этот интерес, предпочитая давать знания детям в готовом виде.
Цель проекта : расширение представлений о весне, воспитание бережного и гуманного отношения к живому миру, умение различать красоту весенней природы.
Задачи проекта :
для детей :
воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;
развивать познавательный интерес, умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
знакомить с сезонными изменениями;
продолжать знакомить с растительным и животным миром;
учить называть и различать домашних и диких животных и их детенышей;
учить различать деревья, называть 2 -3 дерева.
для педагогов:
создать условия, методическое обеспечение проекта;
донести до участников проекта важность данной темы;
закрепить полученную информацию с детьми.
для родителей:
оказать помощь в подборе информации;
обогащать детско –родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Формы организации по реализации проекта :
игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и другие игры;
детское экспериментирование: опыты, наблюдения;
художественно – творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация;
трудовая деятельность;
образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.
Методы, используемые в реализации проекта :
исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные);
наглядные: иллюстрации, фото, живые объекты;
слушание музыкальных произведений;
непосредственно организационная деятельность (интеграция образовательных областей).
Название итоговое мероприятия проекта : презентация книги «Жалобы природы»; проведение весеннего развлечения
Продукты проекта :
для детей : участие в образовательной деятельности, рисунки, лепка, аппликация;
для педагогов: организация и проведение весеннего развлечения;
для родителей: совместное изготовление с детьми книгу «Жалобы природы».
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей : будет сформировано бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру природы, обогащение словарного запаса;
для педагогов: эмоциональный отклик на проделанную работу по проекту от детей и родителей;
для родителей: получат более тесную взаимосвязь с ребенком и участниками проекта.
Вывод: участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Участники проекта получили не только новые знания, но и приобрели навыки бережного отношения к природе, стали более внимательны, замечают даже небольшие изменение объектов наблюдения. Научились контролировать и оценивать свое поведение в природе. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы, используемые в данном проекте, поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.