Елена Шленева
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», – отметил еще Аристотель. «Рука – своего рода внешний мозг», – писал Кант.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.
Педагоги, которые работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети с нарушением зрения, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка трудности, порой даже заставляют его отступать перед задачей.
Общее понятие и особенности мелкой моторики детей
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Развитие мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка с нарушением зрения. Мелкая моторика развивается с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка с нарушением зрения. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка с амблиопией и косоглазием, необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка с нарушением зрения.
Дети c косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Косоглазие это не только косметический дефект, оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Это и снижение остроты зрения и нарушения глазодвигательных функций, нарушения фиксации. Эти отклонения сдерживают развитие мелкой моторики руки и тактильной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, отрицательно сказываются на формировании предметно-практической деятельности.
Как правило, дети с амблиопией и косоглазием, в основном, ощупывают предметы одной рукой. При этом отмечается хаотичность и пассивность восприятия. Особые затруднения отмечаются при узнавании различных поверхностей и материалов. Взяв в руки предмет, дети практически не ощупывают его, держат в руках, не предпринимая каких-либо действий с предметом.
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это и приводит к слабому развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, что в свою очередь ведет к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. И если действия с карандашом, кистью вызывают затруднения у многих детей, то действия с ножницами оказываются сложными практически для всей группы детей с косоглазием и амблиопией.
Работа по развитию подвижности рук должна проводиться регулярно, лишь тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.
Представим несколько видов работ, которые мы используем в своей деятельности в ГБДОУ, способствующие развитию мелкой моторики :
1. Игры с мозаикой.
2. Игры с кубиками.
3. Игры с липучками.
4. Игры с бусинами из разных материалов.
5. Работа с бумагой и клеем.
6. Работа со шнуровкой.
7. Игры с прищепками.
8. Игры с пластилином.
9. Игры с конструктором.
10. Работа кистью и красками.
11. Рисование карандашами и восковыми мелками
12. Пальчиковая гимнастика.
13. Игры с массажными мячиками.
Развивать мелкую моторику могут и родители в домашних условиях. Для этого придуманы пальчиковые игры и конструкторы, хороши также творческие занятия.
На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Если вам нужно занять на несколько минут ребенка и сделать это с пользой для его развития, воспользуйтесь одним из предложенных ниже упражнений.
Эти упражнения полезны всем дошкольникам
1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.
2. Составление цепочки из 5-10 колец разного цвета.
3. Вырезание из бумаги фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.
4. Нанизывание пуговиц или крупных бусинок на шнурок, мелких бусин или бисера – на нитку.
5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшено, греча, рис).
6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.
7. Завинчивание и отвинчивание крышек на пузырьках, баночках.
8. Доставание бусинок ложкой из стакана.
9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.
10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.
11. Продевание нитки в иголку.
12. Пришивание пуговиц и сшивание материалов разными швами.
13. Стирание ластиком нарисованных предметов.
14. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.
15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).
16. Втыкание предметов в деревянный брусок.
17. Комканье платка. Носовой платок взять за уголок одной рукой и собрать в ладонь, используя пальцы только этой руки.
18. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.
19. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.
20. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).
21. Сжимание и разжимание эспандера.
22. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).
23. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.
Стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок с нарушением зрения может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, надо систематически. Занимайтесь с ребенком с нарушением зрения каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся более плавными, четкими и скоординированными.