Получи документы

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления (2 фото)

Елена Шленева
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления»

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», – отметил еще Аристотель. «Рука – своего рода внешний мозг», – писал Кант.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления» размещена в разделах

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития.

Педагоги, которые работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают дети с нарушением зрения, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движении: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т. д. Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка трудности, порой даже заставляют его отступать перед задачей.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка с нарушением зрения. Мелкая моторика развивается с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка с нарушением зрения. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка с амблиопией и косоглазием, необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка с нарушением зрения.

Дети c косоглазием и амблиопией нуждаются в специальном развитии осязания и мелкой моторики. Косоглазие это не только косметический дефект, оно сопровождается серьезными расстройствами зрительных функций. Это и снижение остроты зрения и нарушения глазодвигательных функций, нарушения фиксации. Эти отклонения сдерживают развитие мелкой моторики руки и тактильной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, отрицательно сказываются на формировании предметно-практической деятельности.

Как правило, дети с амблиопией и косоглазием, в основном, ощупывают предметы одной рукой. При этом отмечается хаотичность и пассивность восприятия. Особые затруднения отмечаются при узнавании различных поверхностей и материалов. Взяв в руки предмет, дети практически не ощупывают его, держат в руках, не предпринимая каких-либо действий с предметом.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Это и приводит к слабому развитию мелкой моторики и осязательной чувствительности у детей с косоглазием и амблиопией, что в свою очередь ведет к трудностям в формировании предметно-практической деятельности детей. И если действия с карандашом, кистью вызывают затруднения у многих детей, то действия с ножницами оказываются сложными практически для всей группы детей с косоглазием и амблиопией.

Работа по развитию подвижности рук должна проводиться регулярно, лишь тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление.

Представим несколько видов работ, которые мы используем в своей деятельности в ГБДОУ, способствующие развитию мелкой моторики :

1. Игры с мозаикой.

2. Игры с кубиками.

3. Игры с липучками.

4. Игры с бусинами из разных материалов.

5. Работа с бумагой и клеем.

6. Работа со шнуровкой.

7. Игры с прищепками.

8. Игры с пластилином.

9. Игры с конструктором.

10. Работа кистью и красками.

11. Рисование карандашами и восковыми мелками

12. Пальчиковая гимнастика.

13. Игры с массажными мячиками.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления

Развивать мелкую моторику могут и родители в домашних условиях. Для этого придуманы пальчиковые игры и конструкторы, хороши также творческие занятия.

На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики. Если вам нужно занять на несколько минут ребенка и сделать это с пользой для его развития, воспользуйтесь одним из предложенных ниже упражнений.

Эти упражнения полезны всем дошкольникам

Фото №1 Развитие ребенка

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составление цепочки из 5-10 колец разного цвета.

3. Вырезание из бумаги фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц или крупных бусинок на шнурок, мелких бусин или бисера – на нитку.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшено, греча, рис).

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

7. Завинчивание и отвинчивание крышек на пузырьках, баночках.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11. Продевание нитки в иголку.

12. Пришивание пуговиц и сшивание материалов разными швами.

13. Стирание ластиком нарисованных предметов.

14. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16. Втыкание предметов в деревянный брусок.

17. Комканье платка. Носовой платок взять за уголок одной рукой и собрать в ладонь, используя пальцы только этой руки.

18. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

19. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21. Сжимание и разжимание эспандера.

22. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами («ёжиков»).

23. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.

Стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок с нарушением зрения может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, надо систематически. Занимайтесь с ребенком с нарушением зрения каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся более плавными, четкими и скоординированными.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Оригами — как одно из средств развития мелкой моторики в среднем дошкольном возрате» Уважаемые воспитатели! Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том,.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития» В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального.

Круги Луллия как одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детейКруги Луллия как одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте всем! И вновь на Вашей страничке "Сказка"! Сегодня я хочу познакомить Вас с использованием дидактического.

Оригами как одно из средств совершенствования мелкой моторики движений пальцев рук Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с.

Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зренияПреимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения КОНСУЛЬТАЦИЯ «Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения» ЦЕЛЬ: Повысить интерес родителей к развитию.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей. Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с ОВЗ нарушением зрения В современный век компьютеров и космических технологий, как никогда, ребёнок должен обладать крепким здоровьем. Плохая экология, неправильный.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит.

Развитие осязания и мелкой моторики в образовательной деятельности у детей с нарушением зрения КОНСУЛЬТАЦИЯТЕМА: «РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ» ЦЕЛЬ: повысить интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления
Опубликовано: 8 января 2018 в 18:32
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения, как одно из средств оздоровления» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шленева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД