Елена Кубанова
Оригами как одно из средств совершенствования мелкой моторики движений пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Оригами как одно из средств совершенствования мелкой моторики движений пальцев рук
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо и вяло.
Публикация «Оригами как одно из средств совершенствования мелкой моторики движений пальцев рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Значительное влияние на психическое развитие оказывает и продуктивные виды деятельности, такие как конструирование из бумаги. Благодаря ему происходит переход от предметного, внешнего уровня восприятия к смысловому, развивается ручная умелость, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, которая в будущем пригодится ребёнку в школе при обучении письму.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Создание поделки помогает развитию воображения детей, т. е. способность увидеть в листе бумаги необыкновенный образ.
Использовать данный вид деятельности для развития ребенка предлагали многие педагоги прошлого и настоящего: Я. А. Каменский, Д. Локк, Ф. Фребель, Е. Н. Водовозова, Л. К. Шлегер, Е. А. Флерина, Л. Топоркова, Л. Куцакова и многие другие. Джон Локк считал, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он создал своими руками.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Батрам, «вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных, наглядных пособий».
Формирование личности человека в большой степени зависит от педагогического воздействия, от того, насколько рано его начинают оказывать.
Детский сад имеет целью всестороннее развитие детей — физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое направление, которое также осуществляется и в процессе развития речи.
На развитие мозга особое влияние имеет движение кистей рук, в особенности движения пальцами. Называется это мелкая моторика.
Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а, следовательно, и развить речь. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.
После исследований отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.
В. А. Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случае представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Оригами — этот искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Изготовление изделий из бумаги являлся священным ритуалом, связанным с культом «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Канон. Фигурками украшали статуи, чтобы задобрить богиню, попросить у нее помощи. Складывание каждой фигурки представляло собой сложный ритуал и сопровождалось молитвой. Высокая степень концентрации, необходимая для точного повторения традиционных движений, и богатая смысловая нагрузка вызывали особого рода медитацию.
Со временем оригами утратило религиозное предназначение и стало украшением японского быта, народных праздников. Фигурки оригами применяются в повседневной жизни – это различные упаковки, коробочки, кошельки, корзиночки и др.
Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразных фигурок! Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что не похожий.
Помимо фигурок животных и птиц методом оригами можно сложить маски и цветы, кораблики и самолетики, геометрические фигуры и знаки Зодиака, орнаменты всевозможных форм и размеров и многое другое.
Складывание из бумаги – это не просто забава. Для того чтобы сложить фигурку (даже по готовому чертежу, требуются определенные навыки работы с бумагой. Применение же оригами может быть самым неожиданным и удивительным.
Кроме игрушек и украшений для праздников оригами сегодня активно используют в педагогике. Ведь складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение и творческие способности на ранних этапах развития ребенка – в детском саду или в первых классах.
Детям нравятся поделки из бумаги, выполненные самостоятельно или с помощью взрослого. С особым интересом они наблюдают за чудесными превращениями бумажного квадратика в процессе рассказывания сказки, придуманной воспитателем.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что оригами является одним из способов развития речи ребёнка, т. к. прежде чем сделать ту или иную поделку, дети проговаривают способ складывания словами, одновременно активизируя и обогащая словарь. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, точные движения пальцев (проглаживая пальчиками линии сгибов, развивается глазомер, а значит, овладение в школе письмом не будет вызывать больших затруднений.
Одновременно оригами помогает развить художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения.
Оно развивает память (т. к. последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления, активизирует мыслительные процессы.
Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование из бумаги техникой оригами. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.
В реабилитационных центрах оригами просто незаменимо : после переломов рук оно восстанавливает мелкую моторику пальцев; повышает жизненный тонус. Слепые дети, складывая фигурки животных, познают мир. Больные ДЦП оригами помогает бороться с болезнью.