Валентина Ильина
Развитие мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста — как одно из условий развития речи детей.
▼ Скачать + Заказать документы
Значение мелкой моторики очень велико. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитию речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки головного мозга отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Я хочу поделиться, уважаемые коллеги своим опытом формирования речевой деятельности детей раннего возраста через развитие мелкой моторики. С детьми раннего возраста я работаю более 40 лет, и каждый год при адаптации детей отмечаю, что основная масса малышей малоговорящие, в основном присутствует пассивная речь, а над развитием активной речи необходимо серьёзная работа. Поэтому я решила провести углубленную работу по развитию мелкой моторики у детей. В группе была создана эмоционально-положительная обстановка в общении с детьми, развивающая предметно-пространственная среда. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых созданы самостоятельно и с помощью родителей. Составили перспективное планирование работы в этом направлении. С этой целью был организован кружок «Говорящие пальчики», целью которого, способствовать развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук, совершенствуя движения рук - развивать психические процессы у детей : внимание, мышление, память и как следствие развитие активной речи малышей. В своей работе использовала различные игры и упражнения. Рисование нетрадиционным методом - пальчиками, ладошками «Вишенки в компоте», «Снегопад», способствует эмоциональной отзывчивости, фантазии. Во время лепки у детей развиваются координации движений рук, надавливая на пластилин, массируем кончики пальцев «Украсим платье кукле», «Сделаем бусы», к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему ребёнка. Игры с предметами. В качестве предметов беру различный материал: карандаши, бигуди, орехи, каштаны, пуговицы, крупу, бельевые прищепки, конструктор, бумагу, пробки от сока и многое другое. Катая карандаш, малыш массирует ладошки, снимая, фольгу с каштанов – «чистим орешки» массируем кончики пальцев. Играя со счётными палочками «Заборчик», «Домик», развиваем точность рук. Живой интерес вызывает у детей игры с крупой «Покормим петушка и лисичку», «Нарисуем узоры», играя в эти игры, дети развивают пальчики, интерес. Охотно занимаются с бумагой. Детей забавляет, как обыкновенная бумага превращается в ком снега, а потом расправляют – погладим маме платочек или рвут на мелкие кусочки – спрячем зайку в снегу. Игры с прищепками – «Ёжик», «Солнышко» массируют кончики пальцев, способствуя развитию речи малышей. Играя с конструктором, кубиками, развиваем усидчивость, координацию движений рук, а также формируется сенсорное восприятие предметов. Любят малыши играть в пальчиковые игры с проговариванием стишков, с шитыми колпачками в виде животных. Эти эмоциональные игры очень полезны для развития речи детей. Весь игровой материал находится в группе в свободном доступе, размещены на открытых полках. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук ведётся в тесном контакте с родителями. Провожу индивидуальные беседы, консультации, составляю картотеки различных пальчиковых игр и упражнений, объясняю их важность проведения с детьми дома. Родители принимают активное участие в приобретении пособий для развития мелкой моторики, с этой целью пополняют предметно – развивающую среду в группе. В ходе работы над развитием мелкой моторики у детей предполагаемые результаты были достигнуты. Созданы в группе необходимые условия по речевому развитию, повысилась компетентность родителей. Малыши научились выражать свои мысли словами, озвучивать выполняемые действия, расширился активный словарь, что можно наблюдать в самостоятельной деятельности детей