Оксана Лавриненко
Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения»
ЦЕЛЬ: Повысить интерес родителей к развитию мелкой моторики посредством оригами.
ЗАДАЧИ: Создать условия для развития мелкой моторки посредством оригами в семье.
ОБОРУДОВАНИЕ: Базовые формы оригами по возрастам, работы в технике оригами, сделанные воспитанниками.
Публикация «Преимущества оригами при развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.
Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
Исследования по развитию осязания и мелкой моторики проводились многими учёными, психологами и педагогами такими как: М. М. Рузская, Т. О. Гиневская, С. Г. Якобсон, В. А. Сухомлинский, М. Монтессори, Л. А. Шифрман, Л. В. Егорова, М. И. Земцова, А. В. Запорожец, С. М. Хорошо, Л. И. Солнцева, А. И. Каплан, Б. Ф. Ломов, М. Н. Волокитина, М. П. Денисов, Линг, Веккер Фокельт, Р. С. Персон, и другие. И все они показали, что тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, даёт возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Развитие мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:
Предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, занятия с бумагой, крупой, нитками, природным материалом);
Графические работы;
Проведение пальчиковых игр, массажа.
Все виды мышления и воображения подкрепляются складыванием фигурок из бумаги – оригами, что по мнению японских специалистов снимает избыточное нервное напряжение, улучшает память, внимание, речь, усидчивость, целеустремлённость, интерес к учёбе.
Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более 1000 лет назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего неизвестно.
Бумага – доступный для ребенка универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через систематические занятия с детьми. Именно поэтому составила календарно-тематическое планирование (Таблица) по возрастам.
Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы “воздушный змей”, а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы – “двойного треугольника”.
Поделки для детей 4-5 лет основаны на одной базовой форме “треугольник”.
Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм:
• “треугольник”;
• “двойной треугольник”;
• “конверт”;
• “воздушный змей”.
В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы:
• “рыба”;
• “двойной квадрат”.
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата.
Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально, чтобы быть уверенной в том, что ребенок научился их складывать.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, я использую в своей работе произведения художественной литературы, аудио- и видео записи, иллюстрации. Материал располагаю по возрастам. Для каждого возраста предлагаю несколько занятий с учетом степени сложности. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, уточняю, хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
В проведении занятий мне помогает сказочный персонаж, чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.