Алеся Самохина
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматривается теоретический и методический аспект проблемы развития мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития. Эффективными методами, используемые в работе с детьми являются: массаж с речевым сопровождением, игры с использованием су-джок, природного материала, песка и крупы, массажным мячом, платочками, ковриками пальчиковая гимнастика, нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности и т. п.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллектуального развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: мелкая моторики, дети с нарушением интеллектуального развития, методы и приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением интеллекта.
The development of fine motor skills of hands in preschool children with intellectual disabilities
Samokhina Alesya Nikolaevna
Russia, Rostov-on-Don, Southern Federal University
The article discusses the theoretical and methodological aspect of the problem of development of fine motor skills of hands in preschool children with impaired intellectual development. Effective methods used in working with children are : massage with narration, games with Su-Jok, a natural material, sand and cereals, massage ball, handkerchiefs, rugs finger gymnastics, unconventional classes in graphic activity, etc.
Keywords : fine motor skills, children with impaired intellectual development, methods and techniques of development of fine motor skills in preschool children with intellectual disabilities.
Современная образовательная ситуация в дошкольном образовании актуализирует необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Анализ данных обследования детей дошкольного возраста показал, что у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается недоразвитие мелкой моторики рук, что является одной из
главных причин незрелости моторных функций, проявляющихся в недостаточной координации формирование двигательных умений и навыков, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, М. М. Кольцова и др.) [1;6;7].
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто возникают проблемы с навыками самообслуживания: дети не могут самостоятельно застегивать пуговицы, змейки, завязывать шнурки, у них не сформированы умения правильно держать ложку, вилку; они неправильно держат кисть, карандаш, ножницы, фломастер. Движения пальцев рук неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены (Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер и др.) [7].
Известный физиолог И. П. Павлов утверждал, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука» [9].
В своем научном труде, посвященном воспитании детей, В. А. Сухомлинский писал о том, «истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее» [10].
В ходе коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо решать задачи, связанные с развитием всех психических процессов (мышление, внимание, восприятие, воображение, память и т. п.). С дошкольниками рекомендуется проводить занятия по изобразительной деятельности,
физической культуры (развитие крупной и мелкой моторики, организовывать театральные постановки, пальчиковые игры и упражнения и т. п.).
Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил нам сформулировать цель исследования: разработать и апробировать систему коррекционной работы, направленную на развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением интеллектуального развития.
В ходе экспериментальной деятельности было доказано, что эффективными методами и приемами в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями являются : пальчиковая гимнастика (массаж рук, упражнения с использованием су-джок терапии, игры с пальчиками, игры с массажными мячиками и т. п., упражнения, направленные на формирование и закрепление ручных умений и навыков, игры с использованием нестандартного оборудования (игры с прищепками, с крупными бигуди, с платочками, ковриками, со счетными палочками, с эспандерами, с зубными щетками, с бусами, резиночками для волос, с шестигранными карандашами и т. п., нетрадиционные занятия с использованием изобразительной деятельности (рисование пальчиками, монотипия, аппликация с использованием пластилина и т. п.).
Литература:
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психологии № 6, 1996, -с. 62 – 68.
2. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. -144 с.
3. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития/ Дошкольное воспитание, 1998 - №2- 48 с.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев - М., 2005. – 98с.
5. Жукова О. С. Развитие руки : просто, интересно, эффективно /Дошкольное воспитание, 2006. – 11с.
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999. – с. 156.
7. Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. Т. 2. — М., 1970. – с. 45.
8. Мастюкова Е. М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 11.-с. 78.
9. Сеченов И. М., Павлов И. П., Введенский Н. Е. Физиология нервной системы. – М., 1952.- с. 56.
10. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1978.- с. 124.