Литовченко Анжелика Геннадьевна
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих людей.
Публикация «Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.
Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или групповой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.
При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.
Дидактические игры и упражнения направлены
1) на формирование представлений о строении и возможностях рук, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;
2) на обучение различать с помощью осязания геометрические фигуры и находить эти формы в окружающих предметах;
3) учить различать свойства поверхности предметов (гладкая-шероховатая, мягкая-твердая, теплая-холодная.
Д/ игры: «Чудесный мешочек»,
«Подбери ткани по образцу»,
«Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет»,
«Угадай, чем я коснулась твоей руки?»,
«Что здесь теплое, а что холодное?».
4) формирование приемов использования в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности стен, дверей, пола и др., находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях: давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.
Д/ игры: «Разложи отдельно, что деревянное, металлическое и стеклянное»,
«Что здесь из меха, а что из сукна?»,
«Найди все шелковые, ситцевые, шерстяные ткани».
5) Дифференцирование различных признаков и свойства предметов:
Учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие, здесь теплые и здесь колючие.
Формирование навыков, использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.
Конструирование: знакомство с деталями различных конструкторов и их назначений, обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов;
составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж).
Занятия лепкой.
обучение приемам разминания глины,
лепка отдельных предметов и составление композиций из них.
Мозаика, аппликационная лепка, работа с бумагой, с фольгой, с нитями, с палочками, рисование и ряд других видов деятельности.