Екатерина Лидванова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статью подготовила Лидванова Е. И.
Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста
С понятием «Мелкая моторика» мы сталкиваемся очень часто. Данное понятие можно услышать не только в словарном обиходе представителей дошкольного образования, но и у ответственно подходивших к воспитанию своих детей родителей,которые неустанно шагают в ногу со временем. Итак, что же это такое «Мелкая моторика»? Обратимся к представителям физиологии, которые подразумевают под данным понятием движение мелких мышц кистей рук, при этом стоит в обязательном порядке не забывать о том, что развитие мелкой моторики рук происходит под контролем зрения. Возникает вполне логичный вопрос : Почему развитие мелкой моторики рук является важным этом в развитие детей раннего дошкольного возраста? Дело в том, что в головном мозге человека центры отвечающие за речь и движение пальцев располагаются очень близко. Подключая мелкую моторику рук, мы активизируем зоны, которые отвечают за речь. Движения, ус овершенствованные в процессе развития моторики рук, потребуются дошкольнику в дальнейшем процессе рисования, письма, в умении одеваться и т. д.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ранний возраст - самое подходящее время для развития мелкой моторики рук. В данном возрастном отрезке неоюходимо осваивать элементарные упражнения, сопровождаемые стихами, музыкой, так же необходимо подключать упражнения, являющие основой для самообслуживания : завязывать шнурки, застегивать пуговицу или молнию.
Мелкая моторика -одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом и речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Рокотова.).
Формирование двигательных функций происходит в тесном контакте с окружающим предметным миром. В силу того, что запястья рук маленьких детей малоподвижны, и,чтобы совершить движение связанное с использованием кистей рук, ребенок подключает всю свою руку, начиная от плеча, что требует энергетичных затрат организма маленького ребенка. Чтобы исправить данную ситуацию мы обращаемся к разным упражнениям из ряда мелкой моторики с целью постепенного развития различных движений запястья.
Рассмотрим упражнения, которые помогут ребенку усовершенствовать свои умения:
* Пальчикова гимнастика.
Данный вид деятельности направленный на развитие мелкой моторики рук достаточно популярен и уместен для работы с детьми раннего дошкольного возраста. Пальчиковые игры - инсценировка рифмованных историй, сказок с помощью пальцев рук. Данные игры задействуют часто сразу 2 руки, позволяют детям познать азы пронстранственного ориентирования (право- лево, лево- право, вверх- вниз.). Полезными будут не только упражнения направленные на работу сразу двух рук, но индивидуально каждого пальца, ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца. Важно помнить, что при выполнении упражнений должно присутсвовать умеренное напряжение, ведь если оно будет отсутвовать, то упражнение не будет эффективным.
Используя пальчиковую гимнастику необходимо помнить, что данные упражнения способствуют повышению тонуса коры головного мозга, что говорит об необходимости соблюдать осторожность при работе с детками склонными к повышенной судорожной готовности.
Пальчиковая гимнастика включает в себя слкдующие упражнения:
-динамические (развитие подвижности пальцев посредством преключения из одной позиции в другую)
- расслабляющие (норализующие тонус мышц)
-статические (способствуют развитию умения удерживать пальцами заданной позиции)
Не забываем о том, что эффективность и интерес детей к занятиям необходимо подпитывать элементами стихотворного характера, речевками, сказками, которые могут сопровождаться музыкой. При выполнении совместно с педагогом упражнений дети их хорошо запоминают и подключают в дальнейшем в процесс сюжетно- ролевых игр, игр - инсценировок в процессе которых далее будут усовершенствоваться движения рук.
Для развития кисти рук необходима тренировка 3-х основных составляющих : сжатие - растяжение - раслабление.
Для детей раннего дошкольного возраста длительность выполнения упражнений не должна превышать 3-5 минут, но основываясь на свою практику, могу сказать,что выполняют упражнения сопровождаемые рифмовыми речевками и музыкой до 10 минут.
* Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
* Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
* Вырезание ножницами.
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки, дети должны усвоить, что они вырезают не целую форму а ее половину. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. планировать предстоящее действие. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы коряво ни вырезал ребенок, все равно получится узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.
* Аппликации.
Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
* Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
* Графические упражнения.
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость. С этой целью для рисования выбираются такие объекты как волны, радуга, клубы дыма, чешуйки у рыб.
* Штриховка.
Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Штриховка, как один из самых легких видов графической деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
Список литературы :
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2010.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.
4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.
7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд», 2013.
8. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2009.
9. Кольцова М. М «Развитие моторики». – М. : Эксмо, 2012.
10. Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М. : Эксмо, 2011.
11. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М. : Эксмо, 2011.