Ольга Стексова
Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования становится актуальным внимание к развитию и образованию детей, а именно – социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последнее время резко возросло количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития, поэтому особое внимание при работе с детьми я уделяю этой области с помощью развития мелкой моторики рук. Над этой проблемой мы работаем в тесной связи с родителями.
Учеными давно уже доказана теснейшая связь между развитием движения рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль.
Все движения организма и речевая моторика имеют единый механизм, поэтому, чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движение пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи. Над данной проблемой я работаю четвертый месяц, и уже в группе есть положительные результаты.
В работе по развитию речи использую самые разные виды игр, такие как:
Логоритмические игры с самомассажем.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз путем развития двигательной сферы ребенка.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
Игры – подражания с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
Игры с различными предметами и материалами: (природный материал, счетные палочки, конструктор, бруски или шестигранный карандаш, грецкие орехи, мячи с шипами, а также баночки, заполненные различными крупами, в которых дети ищут заранее спрятанную воспитателем игрушку.
В соответствии с ФГОС, одно из условий для развития речевой активности детей – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
Организуя игровую деятельность для своих воспитанников, всегда стремлюсь найти что-то новое, нетрадиционное, чтобы избежать формального игрового взаимодействия, активизировать желания и деятельность детей.
Первым, что я сделала в группе для развития мелкой моторики рук, было многофункциональное развивающее панно «Моя улица». Его можно использовать как составляющую часть непосредственно-образовательной и совместной деятельности с детьми.
Потому же принципу появились книжки – малышки, изготовленные собственноручно и родителями, которые содержат не только познавательную информацию, но и задания практического характера (где – то нужно расстегнуть пуговки, нацепить яблоки на дерево за крючочки петельками и т. д.).
Главный принцип таких панно, книжек – малышек: «играем-чувствуем-познаем», шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве.
Работу с такими панно и книжками – малышками я строю на основе игры.
При неудачах я всячески поддерживаю ребенка, при необходимости помогаю, показываю, как выполнить задание. В общении с ребенком использую тексты потешек, стихов, сказок. Проговариваем выполняемые действия, отвечаем на вопросы.
Сейчас среди развивающих игрушек, выделяют развивающие доски – бизиборды, которые хороши тем, что их можно сделать своими руками из разных материалов. Бизиборд (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками. Дети играют с большим интересом, ведь в обычной жизни эти маленькие «опасности» (крючки, выключатели, розетки) ребёнку трогать запрещено.
Прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своём через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику.
Так возникла идея создания бизиборда.
Занимаясь с бизибордом, дети не только знакомятся с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивают определённые навыки непосредственно мелкую моторику рук, а также игра с доской, удовлетворяя любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир, помогает при адаптации. Монотонные действия с механизмами на доске успокаивают ребенка, он расслабляется, и нахождение в группе становится для него более комфортным.
Еще раз хочется отметить, что развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка. Так как речевые и двигательные зоны в коре головного мозга расположены близко, и поэтому возбуждение двигательной зоны коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют. По признанию специалистов всего мира ранний возраст – это уникальный период в жизни человека, психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов».
Наша задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно и интересно.