Бровина Наталья
Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В. А. Сухомлинский
Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить, пробовать на вкус… Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его руки!
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В раннем и младшем дошкольном возрасте можно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Также не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, плести косички и т. п. Можно говорить, что уровень развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
В ходе организованной деятельности детей в детском саду мы используем специальные игры для развития следующих движений:
• хватания: ребёнок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве, учитывает форму, величину предмета;
• соотносящих действий: ребёнок учится совмещать два предмета или две части одного предмета;
• подражания движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движений кистей и пальцев рук.
Предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься дома:
Пальчиковые игры.
Это игры-инсценировки каких–либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в пальчиковых играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.
Моя семья
Этот пальчик – мамочка, Попеременно массируем
Этот пальчик – папочка, пальцы руки, на последней
Этот пальчик – бабушка, строке сжимаем и разжимаем
Этот пальчик – дедушка, кулачки.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
Рыбка
Рыбка плавает, резвится, Ладони сложены вместе,
Рыбке весело играть, изображаем плавание рыбки в разные стороны.
Рыбка, рыбка – озорница, Ладони перед собой, машем вверх-вниз.
Мы хотим тебя поймать… Хлопаем в ладоши, пытаемся “поймать” рыбку.
Капуста
Что за скрип? Сжимаем и разжимам кулаки
Что за хруст? Переплетаем пальцы рук.
Это что еще за куст? Ладони с растопыренными пальцами перед собой.
Как же быть без хруста
Если я капуста? Пальцы полусогнуты, изображают кочан.
Мы капусту рубим, рубим. Изображаем рубку ребром ладони.
Мы морковку трем, трем Кулаками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим. Щепотками изображаем соление.
Мы капусту жмем, жмем. Сжимаем и разжимаем кулаки.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами:
1. Игры с пуговицами или природным материалом:
1.1. Подберите пуговицы, камушки, шишки разного размера и цвета. Попробуйте вместе с ребёнком выложить рисунок. Предложите ему придумать и выложить свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.
2. Игры с сыпучими материалами:
2.1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
2.2. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
2.3. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами ребёнок берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
2.4. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (например – манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.).
3. Игры с прищепками
3.1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
3.2. Представьте вместе с ребёнком, что прищепки - это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона - это кормушка. Ну, а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу или лучики для солнышка, вырезанных из картона и т. п.
3.3. Развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками к веревке. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.
4. Игры с бусинами, макаронами
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать на веревку можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.
Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.
5. Игры – шнуровки
Можно использовать игры-шнуровки как фабричного производства, так и выполненные своими руками. Это всевозможные пуговицы, сапожки и т. п. Можно зашнуровать и настоящий кед или ботинок. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.
6. Игры с пипетками и пинцетом
Предложите ребенку переложить зерна фасоли из одной тарелочки в другую. Можно сортировать фасоль разных цветов. Это занятие требует усидчивости, терпения и мастерства. Очень увлекательное занятие переливать жидкость из одной ёмкости в другую - пипеткой! Жидкость можно подкрасить или использовать сок. Такими играми можно занять ребенка на длительное время.
То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику.