Татьяна Подгорная
Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Для того чтобы были реализованы задачи развития математических представлений у детей дошкольного возраста, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует использование разнообразных средств развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений (В. Е. Гмурман, Ф. Ф. Королев, знаки (модели, действия (П. Р. Атутов, И. С. Якиманская, а также слово (Г. С. Косюк, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин и др., участвующие в организованно образовательном процессе и обеспечивающие усвоение новых умений и развитие умственных способностей. Можно сказать, что средства обучения — это источники получения информации, как правило, - это совокупность моделей самой различной природы.
Публикация «Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из важных средств развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности является наличие и использование педагогами в работе с дошкольниками разработанного комплекса математических игр с постепенным усложнением познавательных задач, с учетом индивидуальных особенностей детей. При отборе игр педагогу следует придерживаться следующих принципов:
-доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
-повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
-актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
-коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
-соревновательность (создает у реб нка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
-элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами.
2. Логико-математические игры.
3. Игры на ориентирование в пространстве.
4. Игры путешествие во времени.
5. Игры с геометрическими фигурами.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, нужно ознакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на верхней, то на нижней, полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как «Сколько?», «Какой цифры не стало?», «Исправь ошибку», «Путаница?», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать говорить словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Число как тебя зовут?» «Составь табличку», «Задумай число», «Составь цифру», которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей памяти, внимания, мышления. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д. Следующая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Разъясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение необходимо проводить несколько раз в неделю, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели одна и та же. Детям рассказывают о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с большим удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызывают к доске 5 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.
В другую группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача педагога - научить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на деятельность. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», - «Ночью, когда в группе никого не было» – говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти.» Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т. д.». Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т. е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
• Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
• Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
• Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур.
Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Рассмотрим логико-математические игры. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами — одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой дошкольникам игре. Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал : вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами. Перед игрой дошкольники вспоминают состав числа, над которым будут работать, например число 4, и расставляют предметы в песочном 30 ящике : на одной грядке — три большие моркови и одну маленькую, на второй грядке — одну большую свеклу и три маленькие, на третьей грядке — две большие луковицы и две маленькие. Затем объявить, что сейчас все будут играть в игру «Что изменилось?».
Вариант 1. Проверить, все ли дошкольники запомнили, как можно составить число 4. Затем вызывается ребенок, который должен внимательно рассмотреть, как расставлены предметы на наборном полотне (на магнитной доске). После этого ребенок отворачивается, а педагог убирает овощи с одной из грядок, срывает их, т. е. убирает один вариант состава числа. Дошкольник должен сообразить, что изменилось, и посадить овощи так, как они раньше росли в ящике. Если он сделал это неверно, то ему помогают товарищи. Затем выходит следующий ребенок. Игра продолжается.
Вариант 2. Содержание игры не изменяется, но дети не устно объясняют, что изменилось в расположении или количестве предметов на наборном полотне (на магнитной доске, а выкладывают на стол карточки с цифрами или показывают с помощью веера цифр, какого варианта состава числа не стало. Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание дошкольников на ценной в образовательном отношении игре, а также закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении количественных преставлений на интересном и увлекательном для дошкольников игровом материале. Большое значение для дошкольников имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может привести к тому, что, вместо того, чтобы решать, считать, дети будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес детей дошкольного возраста к ней. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям. Задания в отдельных играх необходимо индивидуализировать. Если ребенок, испытывает трудности при усвоении некоторых количественных 31 представлений, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует дошкольника на выполнение более сложных заданий.
Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, следует давать более усложненное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре. Таким образом, работу с детьми по развитию математических представлений следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения. Не менее важным средством развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности является обогащение группы необходимой развивающей предметно-пространственной средой, включающей: комплекты наглядного дидактического материала, оборудование для самостоятельных игр и занятий, занимательный математический материал.