Юлия Туркина
Развитие личности дошкольника в процессе театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте активно идет процесс формирования и развития личности ребёнка. Формирование личности – это процесс становления в обществе. Быть личностью – это значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать за них ответ. Весь процесс развития личности происходит под влиянием окружающей среды. Человек изменяется физически, умственно, нравственно.
Публикация «Развитие личности дошкольника в процессе театральной деятельности» размещена в разделах
Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере ребёнок может проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку [4].
Игра (ролевая, творческая) - согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др., ведущая деятельность дошкольного возраста. Она в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми [1].
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка : формирование мотивационно - потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.).
Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л. В. Артемова, Л. Г. Стрелкова, Е. Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л. С. Выготский, Т. Рибо).
По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д., участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для
детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения).
Основной акцент в организации театрализованной деятельности необходимо делать не на результат в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на процесс развития личности дошкольника.
К. С. Станиславский отмечал, что спектакль – это единое художественное целое: поэт, артист, художник, музыкант, портной-костюмер, рабочий – служат единой цели, поставленной драматургом в основу пьесы.
Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (изготовление кукол-персонажей, декораций, подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.) и учится координировать функции, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. В бесхитростном искусстве детского театра дошкольники должны получить возможность удовлетворения потребности в творческом самовыражении, самостоятельности и воплощении художественного замысла [5].
Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей
(Л. В. Артемова, Л. В. Ворошина, Л. С. Фурмина и др.) [2]. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал. Литературные персонажи фиксируются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой.
В возрасте 3-7 лет у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности [4].
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Список литературы:
1. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. Учреждений [Текст] / М. Д. Маханёва. - Москва: ТЦ «Сфера», 2001. - 121 с.
2. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого [Текст] / Е. В. Мигунова. –Великий Новгород, 2006. - 126 с.
3. Томчикова, С. Н. У истоков театра : Программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности [Текст] / С. Н. Томчикова. - Магнитогорск, 2008. – 69 с.
4. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Г. А. Урунтаева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
5. Штанько, И. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС. Методическое пособие [Текст] / И. В. Штанько. - Москва: УЦ Перспектива, 2015. - 280 с.