Мухтерем Ильмира Резвановна
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и дошкольного образования
Факультет психологии и педагогического образования
Анарбаева Эльзара Сейдаметовна
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ ДРАМАТИЗАЦИЯХ
(НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА)
Выпускная квалификационная работа
Публикация «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
на соискание степени «бакалавр» по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль подготовки «Дошкольное образование»
Симферополь, 2016г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Виграх драматизациях…
7
1.1. Психолого – педагогический анализ речевого развития дошкольников…. ….
7
1.2. Особенности развития диалогической речи детей старшего
дошкольного возраста…. ….
17
1.3. Роль и значение игр драматизацийв развитии диалогической речи дошкольников…. …. ….
27
Вывод по главе 1…. 38
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА….
41
2.1. Критерии, показатели и уровни развития диалогической речи. 41
2.2. Констатирующий этап эксперимента…. … 47
Вывод по главе 2…. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ…. 66
ВВЕДЕНИЕ
Речь – одна из главных линий в развитии ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике дошкольной педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения детей в семье и дошкольном учреждении.
Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Л. С. Выготского,А. Н. Гвоздева, Д. Б. Эльконина и др. Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занималисьМ. К. Боголюбская, А. М. Бородич,С. С. Бухвостова, Е. Н. Водовозова, О. И. Давыдова, Ю. Г. Илларионова,Н. В. Казюк, Я. А. Коменский, А. Я. Мацкевич, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева,А. П. Усова, О. С. Ушакова, К. Д. Ушинский, И. В. Черная, Н. В. Шайдурова,В. В. Шевченко и др.
Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Я. Рубинштейн, А. Г. Рузская, Д. Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Р. Е. Левина, Е. И. Тихеева, А. П. Усова,Д. Б. Эльконин и др.).
Вработах педагогов иметодистов— Л. П. Бочкаревой, Л. В. Ворошниной, И. Я. Медведевой, Т. А. Шиловой отмечается, что игра драматизация стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, помогает усваивать богатство родного языка, является источником развития чувств и невербальных элементов общения. Исследователи (Н. С. Карпинская, А. П. Николаичева, Л. С. Фурмина и др.) отмечают, что благодаря игре драматизации дошкольники познают окружающий мир через познание героев, изучение образов и персонажей; затрагиваемые вопросы театрализованных постановок, заставляют детей думать, делать выводы и обобщения. Игра драматизация способствует формированию опыта социальных взаимодействий, так как каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленность.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами использования игр драматизаций (на материале русского фольклора) на сегодняшний день имеет особую значимость.
Новые исследования В. В. Ветровой, С. А. Мироновой, в области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а детерминирован потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно - деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности, которой и является театрализованная деятельность.
Цель исследования:теоретически обосновать и выявить актуальный уровень развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в игре драматизации.
Задачи исследования:
1. Провести психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность основных понятий: «диалогическая речь», «театрализованная деятельность».
3. Определить критерии и уровни развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления актуального уровня диалогической речи старших дошкольников.
Объект исследования: речевое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ, сравнение и систематизация научно – методических, отечественных и зарубежных источников по общей и специальной педагогике и психологии для выявления теоретико – методических условий и основных подходов по выявлению состояния развития диалогической речи старших дошкольников;
эмпирические:изучение документальных источников и обобщение практического опыта для проведения экспериментального исследования педагогическое наблюдение за деятельностью детей во время проведения констатирующего эксперимента; качественный и количественный анализ полученных результатов.
Экспериментальная база исследования: г. Симферополь, МБДОУ №105 «Лесная сказка». Исследованием были охвачены дети двух старших групп в количестве 54 человека, 54 родителя и 2 воспитателя.
Практическое значение результатов исследования:подобран и адаптирован диагностический материал для выявления уровня развития диалогической речи у старших дошкольников, а также разработаны методические рекомендации которые могут быть использованы в образовательной работе в старших группах.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа содержит 6 таблиц, 5 рисунков. Основной текст работы содержится на 66 страницах. Общий объем работы - 71 страница.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Психолого – педагогический анализ речевого развития дошкольников
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка [12, с. 123]. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Она не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [1].
Ученый А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей :
1-й-подготовительный до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й-дошкольный-до7лет;
4-й – школьный[21].
Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л. С. Выготский, А. Р. Лурия показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Выготский Л. С. доказал, что значение детских слов не остается неизменным, а развивается с возрастом