СОльга
Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». Из опыта работы
▼ Скачать
тья по коррекционной педагогике на тему
Опубликовано 19. 12.2023 Селиванова Ольга Сергеевна
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных
учреждений является педагогической системой, обеспечивающей
индивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода.
Публикация «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус инвалида, ОВЗ в условиях группы „Особый ребенок“, Из опыта работы» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного Предварительный просмотр:
Статья «Работа учителя-дефектолога с детьми имеющими статус – инвалида, ОВЗ в условиях группы «Особый ребенок». (Из опыта работы).
Коррекционно-развивающее обучение в условиях общеобразовательных
учреждений является педагогической системой, обеспечивающей
индивидуализацию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и реализующей принципы комплексного подхода к целям, задачам и содержанию образования, единства диагностики и коррекции недостатков развития, развития общих способностей к учению на основе личностно-ориентированного подхода.
Деятельность учителя-дефектолога направлена на коррекцию познавательного развития ребенка в динамике образовательного процесса.
На основании заключения ПМПК в группу «Сложный дефект» на занятия с учителем-дефектологом зачисляются дети с разными диагнозами. Так за 2015-2016 уч. гг. были зачислены 8 воспитаников:
- с ЗПР резидуально -органического генеза, синдром нарушения внимания. F 06.829. Сенсо-моторная алалия - 1человек,
-с ДЦП, ДТС, ОНР второго уровня. Дизартрия – 1 человек,
-Резидуальная энцефалопатия. Грубая ЗПРР. Гипердинамический и аутический синдром – 1 человек,
-ДЦП, спастическая диплегия. Выраженная ЗПМР, ЗРР – 1 человек,
-ДЦП, спастическая диплегия. ОНР –первой-второй степени. Дизартрия – 2 человека,
-Болезнь Дауна. ОНР, ЗРР – 1 человек,
-ДЦП. Спастический тетропарез. Грубая ЗПРР – 1 человек.
Возраст детей на момент зачисления в группу : 3года- 1 ребенок, 4 года- 3 ребенка, 5 лет – 3 детей, 6 лет- 1 ребенок. Из них 3 девочек, 5 мальчиков.
На основании заключения ПМПК в группу «Сложный дефект» на занятия с учителем-дефектологом в 2016-2017 году были зачислены 7 воспитанников.
Из них:
- с ЗПР резидуально-органического генеза, синдром нарушения внимания. F 06.829. Сенсо-моторная алалия - 1человек,
-с ДЦП, ДТС, ОНР второго уровня. Дизартрия – 1 человек,
-ДЦП, спастическая диплегия. Выраженная ЗПМР, ЗРР – 2 человека,
-ДЦП, спастическая диплегия. ОНР –первой-второй степени. Дизартрия – 2 человека,
-Болезнь Дауна. ОНР, ЗРР – 1 человек,
Возраст детей на момент зачисления в группу : 3года- 1 ребенок,4года- 1 ребенок, 5 лет- 1 ребенок, 6 лет – 3 детей, 7 лет- 1 ребенок. Из них 2 девочки, 5 мальчиков.
Основным направлением работы в группе «Сложный дефект» является оказание психолого-педагогической помощи и поддержки детей и их родителей. Все дети имеют статус инвалида. Это дети имеющие сложные нарушения в развитии – детский церебральный паралич, олигофрения, задержка психоречевого и моторного развития, дети с аффективно-ситуативным поведением, с синдромом гипервозбудимости и агрессивности, эпилепсией разной этиологии. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Работа с детьми с ОВЗ строится на полисенсорной основе, с опорой на сохранные анализаторы, характер отклонения в функционировании психических процессов и операций, структуру дефекта, состояние психических функций (слухового восприятия, внимания и памяти; зрительного восприятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико пространственных представлений, невербального интеллекта, эмоционально-волевой сферы, особенности поведения, игровой и учебной деятельности).
В ходе адаптационного периода проходила диагностика детей индивидуально с целью определения индивидуального образовательного маршрута. Маршрут выбирается с опорой на адаптированную основную рабочую общеобразовательную программу дефектолога.
В течение учебного года проведено три этапа диагностики воспитанников. Были исследованы особенности : познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, конструктивной деятельности, мелкой и общей моторики, общего кругозора дошкольников, развитие речи.
Проведена работа с документацией (для ознакомления) :
- медицинские карты (с разрешения родителей);
-беседа с родителями.
По результатам первичной диагностики у воспитанников были выявлены разной степени следующие нарушения: нарушение умственной деятельности, нарушение познавательной сферы, низкое речевое развитие, нарушение пространственно-временных отношений, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.
По данным диагностики для каждого воспитанников был выбран индивидуальный подход. Воспитанники были поделены на занятия по ведущему нарушению.
В работе с детьми с ОВЗ возникает необходимость комплексной оздоровительно-коррекционной работы, включающей в себя мышечную релаксацию, дыхательную и артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления); физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Формирование здоровьеформирующей компетентности происходит благодаря таким видам работ как, дыхательная и психогимнастики, массаж, логоритмика, речедвигательная ритмика, динамические паузы. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога становится перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ.
Работа по социально-личностному развитию и воспитанию положительного отношения к общечеловеческим ценностям детей с ОВЗ осуществляется:
в повседневной жизни (привлечение внимания детей друг к другу, совместное выражение радости от результата);
в специальных играх и упражнениях, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений. В проведении таких игр могут принимать участие: дефектолог, воспитатель, психолог, а также родители. Игры проводятся как самостоятельное занятие, так и включаются в структуру других занятий;
в ходе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата;
в повседневной работе по развитию речи : обучение словесному отчету о выполненных действиях;
в индивидуальной коррекционной работе.