Получи документы

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии

Светлана Егорова
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»

После вступления в силу с 1 января 2014 года нового Федерального Государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог», современный педагог, профессионал, способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям развития общества и образования в целом. [1, стр. 2.]

Публикация «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» размещена в разделах

Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированных коррекционных учреждениях, но и к педагогам которые работают в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Все больше педагог сталкиваются не только с проблемой помощи особым детям, но и своевременной выявления на ПМПК детей требующие особого внимания. Основным принципом образовательного процесса в детском саду предусматривается как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».[2,стр. 2]

Перед педагогом стоят следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. [1,стр. 2]

В своей работе мы приведем способы, методы, приемы коррекционной работы, которые необходимо учитывать при организации работы с особыми детьми.

ДОУ работа строится по двум направлениям:

1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей.

2) коррекционно-реабилитационная работа проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели.

Основными принципами коррекционной дошкольной педагогики являются :

- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;

- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;

- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;

- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.

В работе с особыми детьми чаще всего используется индивидуально-дифференцированного подхода и личностно – ориентированного подхода, рассмотрим их по подробнее.

Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:

• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;

• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;

• введения специальных видов помощи, а именно:

• зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,

• речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;

• совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,

• введение элементов программированного обучения и т. д.

Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей:

• индивидуальность,

• самобытность,

• способности,

• потребности.

Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно- ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» - путь в искусство.

Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:

-переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;

-диагностический характер компенсирующего обучения;

-личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;

-повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;

-развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;

-целенаправленная коррекционно-развивающая работа;

-компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи. [3, стр. 106]

Все перечисленные условия коррекционной работы будут отражаться не только в действиях педагога, но и в нормативных документах, например у воспитателя – это комплексно-тематическое планирование. Если педагог, специалист, воспитатель владеет знаниями по специальной дошкольной педагогике и психологии, то он сможет выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, что будет благотворно сказываться на учебной деятельности воспитанников. Познавательный мотив будет несомненно расти, потому что вся коррекционно-воспитательная работа строится и отталкивается от ученика, от уровней его возможностей и особенностей развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ФГОС ДОУ от от «17» октября 2013 г. № 1155

2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Выпуск 4, «Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду»; Москва; Центр «Школьная книга»2010г

3. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Публикации по теме:

Применение знаний психологии в образовательном процессе Эссе «Применение знаний психологии в образовательном процессе» Психология, как наука о человеке, занимает центральную позицию в любой науке.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Круглый стол для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с РАС» «Круглый стол» для родителей «Об использовании специальной диеты для детей с аутизмом» Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ детский сад.

Инновационные технологии в общей и специальной педагогике Понятие «инновационные технологии» в общей и специальной педагогике. В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные.

Предмет дошкольной педагогики как науки, ее место в системе педагогических наук Источники дошкольной педагогики как науки. Дошкольная педагогика - наука о воспитании и образовании детей первых лет жизни (от рождения.

Применение современных педагогических технологий в дошкольной образовательной организации АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР».

Урок математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме «Квадрат» в С (К)ОШ VIII вида Образовательные цели: • Познакомить с геометрической.

Воспитательский час «Умей сказать «Нет!» для воспитанников специальной школы-интерната Тема: «Умей сказать «Нет!»» Цели: развитие ответственного отношения к своему здоровью; формирование навыков уверенного отказа, рассуждения.

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии. Эссе Обучение и воспитание детей особенный труд, интересный, требующий большого внимания, терпения, творчества, трудолюбия и профессионализма.

«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе ЭССЕ на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» Сафарбекова Наида Кахримановна. Ребенок, развитие которого.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
Опубликовано: 19 июня 2019 в 14:10
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Егорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД