Светлана Егорова
Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии
▼ Скачать + Заказать документы
Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
После вступления в силу с 1 января 2014 года нового Федерального Государственного образовательного Стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) и в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог», современный педагог, профессионал, способный адаптироваться к быстро меняющимся условиям развития общества и образования в целом. [1, стр. 2.]
Публикация «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» размещена в разделах
Современные условия образования предъявляют высокие требования не только к педагогу работающему в специализированных коррекционных учреждениях, но и к педагогам которые работают в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Все больше педагог сталкиваются не только с проблемой помощи особым детям, но и своевременной выявления на ПМПК детей требующие особого внимания. Основным принципом образовательного процесса в детском саду предусматривается как уход
и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,
важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».[2,стр. 2]
Перед педагогом стоят следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса. [1,стр. 2]
В своей работе мы приведем способы, методы, приемы коррекционной работы, которые необходимо учитывать при организации работы с особыми детьми.
ДОУ работа строится по двум направлениям:
1) коррекционно-развивающая (которая проводится учителем дефектологом, логопедом, воспитателем и работа направлена на преодоление задержки психо-физического развития детей.
2) коррекционно-реабилитационная работа проводится врачом - неврологом, психиатром, ортопедом, инструктором ЛФК, массажистом. Так же применяется медикоментозное лечение, сегментарной точечный массаж, закаливание, по этапное гипсование, дорожки Гросса, костюмы Адели.
Основными принципами коррекционной дошкольной педагогики являются :
- принцип развивающего обучения, основывающийся на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип учета соотношения первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии ребенка;
- принцип генетический, учитывающий общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с отклонениями;
- принцип коррекции и компенсации, требующий гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру нарушений у ребенка, их структуре и выраженности- деятельностный принцип, определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой «вызревают» психологические новообразования, определяющие личностное развитие ребенка;
- принцип раннего начала коррекционно-педагогического воздействия.
В работе с особыми детьми чаще всего используется индивидуально-дифференцированного подхода и личностно – ориентированного подхода, рассмотрим их по подробнее.
Реализация индивидуально - дифференцированного подхода во время НОД осуществляться за счет:
• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др. ;
• введения специальных видов помощи, а именно:
• зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
• речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;
• совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки,
• введение элементов программированного обучения и т. д.
Функция личностно-ориентированного подхода. Воспитывая ребенка, родители видят в нем то, что отличает его от других детей:
• индивидуальность,
• самобытность,
• способности,
• потребности.
Дети с отклонениями в развитии не лишены дара таланта. Об этом свидетельствуют многочисленные конкурсы, которые проводятся в системе специального образования. Дети поют, танцуют, рисуют, лепят, читают собственные стихи. Помощь взрослого заключается в определении, развитии и поддержке способностей ребенка с отклонениями в развитии. Именно личностно- ориентированный подход в воспитании ребенка обеспечивает родителям возможность выявления у него таланта и способностей. Это, в свою очередь, позволяет обрести еще один путь, обеспечивающий вхождение ребенка в «культурную среду» - путь в искусство.
Важными характеристиками системы компенсирующего обучения являются:
-переориентация учебного процесса на развитие творческих способностей;
-диагностический характер компенсирующего обучения;
-личностный, а не нормативный характер оценки достижений ученика;
-повышенное внимание к психофизическому здоровью детей;
-развитие познавательных возможностей, содействие нравственному становлению;
-целенаправленная коррекционно-развивающая работа;
-компенсация пробелов в социальном воспитании и обучении, существующих у ребенка по вине семьи. [3, стр. 106]
Все перечисленные условия коррекционной работы будут отражаться не только в действиях педагога, но и в нормативных документах, например у воспитателя – это комплексно-тематическое планирование. Если педагог, специалист, воспитатель владеет знаниями по специальной дошкольной педагогике и психологии, то он сможет выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, что будет благотворно сказываться на учебной деятельности воспитанников. Познавательный мотив будет несомненно расти, потому что вся коррекционно-воспитательная работа строится и отталкивается от ученика, от уровней его возможностей и особенностей развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ФГОС ДОУ от от «17» октября 2013 г. № 1155
2. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Выпуск 4, «Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду»; Москва; Центр «Школьная книга»2010г
3. Лекции «Специальная дошкольная педагогика и психология»