Марина Лаврищева
Воспитательский час «Умей сказать «Нет!» для воспитанников специальной школы-интерната
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Умей сказать «Нет!»»
Цели: развитие ответственного отношения к своему здоровью; формирование навыков уверенного отказа, рассуждения и обобщения.
Задачи:
- научить противостоять чужому давлению и отработать навык уверенного отказа;
- сформировать навыки рассуждения и обобщения;
- коррекция мышления на основе анализа ситуативных заданий.
Публикация «Воспитательский час „Умей сказать „Нет!“ для воспитанников специальной школы-интерната» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Оборудование: компьютерная презентация, плакат «Способы давления», дерево из бумаги «Воля», бумажные листья с «Правилами уверенного отказа».
Форма проведения: беседа с элементами тренинга.
Ход занятия
1. Вступительное слово воспитателя.
- Ребята, часто в нашей жизни возникают такие ситуации, в которых единственный возможный вариант поведения – отказ. Это ситуации, в которых, отвечая «Да», ты можешь причинить себе вред. Приведите примеры таких ситуаций.
Предложения покурить, попробовать алкоголь, уйти гулять за территорию школы-интерната без воспитателя и т. д.
- К таким ситуациям нужно быть готовым заранее. Поэтому сегодня мы с вами будем учиться говорить «Нет!», т. е. противостоять групповому давлению, вести себя уверенно, когда отстаиваешь свою позицию.
Групповое давление (конформизм) – это изменение поведение человека под влиянием группы людей.
2. Упражнение-активатор «Кулак».
Описание: воспитатель просит одного из детей сжать кулак. Задача оставшихся детей – уговорить этого человека его разжать.
Вывод.
- Трудно ли было противостоять групповому давлению?
- Назовите причины, по которым было сложно отказать одноклассникам.
Страх быть изгоем, показаться не таким как все, обидеть отказом и т. д.
3. Тематическая беседа.
Воспитатель : Существует много причин, по которым бывает сложно отказать или не делать того, что не хочется.
Воспитатель вывешивает на доске плакат «Способы давления» :
1. Лесть, похвала («Ты крутой малый, пошли покурим за школой»);
2. Шантаж, подкуп («Если ты украдешь для меня шоколадку в магазине, то я дам тебе поиграть в игру в телефоне»);
3. Уговоры, обман («Кури, не бойся. Курение не вредит здоровью – это все «сказки» от взрослых!»);
4. Угрозы, запугивание («Только попробуй не украсть мне шоколадку в магазине!»).
Групповое обсуждение.
- Сталкивались ли вы в своей жизни с подобным давлением?
- Удалось ли вам ему противостоять?
4. Упражнение «Дерево «Воля»».
Воспитатель : Существуют правила, которые помогают отказываться делать то, что ты считаешь плохим или вредным для себя.
Посмотрите: на доске у нас дерево, оно называется «Воля» (на доске вывешено бумажное дерево без листьев). Что такое воля?
Воля - способность сознательно управлять своими эмоциями и поступками.
У него есть листья (находятся в руках воспитателя или зафиксированы магнитами у «корня» дерева). Каждый листик – это правило уверенного отказа волевого человека. Давайте мы с вами «оденем» дерево в листья, а заодно и познакомимся с этими правилами.
Воспитатель вызывает к доске по одному воспитаннику и дает ему листочек для этого дерева, на котором написано одно правило уверенного отказа. Воспитанник читает правило и прикрепляет листик к дереву. Каждое правило обсуждается.
Листья:
1. «Нет!» говори твердо!
2. Будь спокоен, даже если тебе страшно.
3. Говоря «Нет!» смотри человеку в глаза.
4. Отказывайся решительно.
5. Высказывай свое отношение : «Не нравится!», «Неприятно».
6. Скажи «Нет!» и постарайся быстро уйти.
7. Ты не обязан объяснять причину отказа.
Воспитатель : Вот так, сочетая свою волю и эти правила, можно научиться говорить твердое «Нет!».
4. Решение ситуационных задач.
Класс делится на пары. Каждой паре дается ситуация, в которой один должен уговаривать, а другой – отказываться. Желательно использовать разные способы отказа.
Ситуация 1. Одноклассник предложил тебе покурить. Сказал, что в этом нет ничего страшного, никто из взрослых об этом не узнает. Попробуй отказаться.
Ситуация 2. Твой одноклассник предложил тебе сбегать с ним в ближайший магазин. Попробуй отказаться.
Ситуация 3. Один из воспитанников, вернувшийся после каникул из дома, привез в школу алкоголь и предлагает тебе попробовать. Попробуй отказаться.
Ситуация 4. Ты с одноклассниками и воспитателем пошел в магазин. По дороге одноклассник стал подговаривать тебя украсть в магазине жевательную резинку. Попробуй отказаться.
Обсуждение ситуаций и вариантов отказа.
5. Подведение итогов занятия.
Воспитатель : Сегодня мы с вами поупражнялись в отработке различных способов отказа. Все справились с поставленной задачей. Очень надеюсь, что полученные сегодня умения вы будете применять в повседневной жизни.
А я, в свою очередь, хочу вам напомнить – если вы знаете, что вам предлагают совершить плохой поступок, знаете о его последствиях – не бойтесь отказать, не поддавайтесь никаким уговорам!
Индейская легенда: «Когда индеец становится взрослым, он уходит в горы, чтобы обрести духовность. Несколько дней он живет в горах, преодолевая все трудности. И вот однажды пришло время отправиться в горы сыну вождя. Два дня он достойно боролся со всеми невзгодами, а на третий день увидел орла. Юноша очень обрадовался, ведь это был хороший знак, и решил взобраться на гору, чтобы взять из орлиного гнезда перо на удачу. Достав перо, он увидел змею, свернувшуюся клубочком в гнезде. Змея взмолилась: «Меня принес орел, я погибаю от холода, возьми меня с собой вниз!». «Как я тебя возьму? Ты ведь меня укусишь и я умру!» - ответил юноша. «Я не укушу тебя» - пообещала змея. Юноша подумал и ответил: «Ладно, уговорила. Так и быть, возьму тебя.». Индеец завернул змею в рубашку, прижал к груди и стал спускаться. Змея согрелась, и, когда юноша был у подножья горы, ужалила его. «Что ты делаешь? Ведь ты же обещала, что не укусишь!» - закричал умирающий индеец. – «Но ты же знал, что я змея».
Воспитатель : ПОМНИ! УМЕНИЕ СКАЗАТЬ «НЕТ!» - ПРОЯВЛЕНИЕ СИЛЫ, ВОЛИ, ЗДРАВОГО СМЫСЛА, А ГЛАВНОЕ – УМА!
Нужно уметь просчитывать последствия своего выбора и уметь принимать осознанные ответственные решения. Спасибо за ваше внимание, ребята!