Наида Сафарбекова
«Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии». Эссе
▼ Скачать + Заказать документы
ЭССЕ
на тему: «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии»
Сафарбекова Наида Кахримановна.
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом не просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, но развитой иначе. Л. С. Выготский
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями в развитии нужно строить по степени умственного развития, работоспособности. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Педагог должен учитывать индивидуальные особенности детей в той форме, когда дети группируются на основании каких либо особенностей для отдельного обучения.
Публикация «„Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии“, Эссе» размещена в разделах
Дети с ограниченными возможностями в своем развитии должны пройти путь, значительно отличающийся от общепринятого в педагогике : физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами является предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования, что в свою очередь положительным образом сказывается на становлении личностных качеств ребенка, формирование основ адекватного поведения и гармоничной социализации. Обучение и воспитание взаимосвязаны и взаимодополняемы в специальном образовательном процессе, протекающем в специальных образовательных условиях, которые включают в себя : наличие современных специальных образовательных программ; учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно –педагогического процесса, применение специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции; адекватную среду жизнедеятельности.
В специальной педагогике процесс воспитания проходит в осложненных условиях: необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, опираясь при этом на ограниченные возможности воспитанников, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей применительно к каждой категории детей с отклонениями в развитии. Воспитание осуществляется индивидуально, с учетом всех особенностей развития детей, с ограниченными возможностями развития и принятые в общей и специальной педагогике классификации методов воспитания. Остановлюсь на трех основных группах, применяемых в разной степени и в разных сочетаниях в специальном образовании :
Информационные методы (беседа, конструирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей жизни в том числе и личный пример педагога, экскурсии и пр.);
Практически- действенные методы – приучение упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, художественная деятельность и пр. ;
Побудительно оценочные методы (педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание.) Наиболее доступны для детей с отклонениями в развитии практически-действенные методы воспитания. Особенно эффективны они к тем категориям детей, которые имеют нарушения интеллекта, ЗПР, недостатки в речевом и слуховом развитии.
Речевое недоразвитие, интеллектуальная недостаточность, бедность житейского и социального опыта не позволяет большинству детей с отклонениями в развитии в полной мере осваивать нравственно- эстетический потенциал народных сказок, понимать прозаические и стихотворные тексты и извлекать из них поучительный смысл. В этой связи большую воспитательную значимость имеют методы, которые позволяют опираться на визуальную информацию, сопровождаемую комментариями, разъяснениями педагога, а так же эффективно использовать примеры из окружающей жизни ребенка, личного опыта педагога. Для детей с отклонениями в развитии действия, поступки, суждения, привычки педагога является долгое время образцом для подражания, а авторитет – непререкаемым и неоспоримым. Дети с отклонениями в развитии очень прочно психологически и социально связаны с педагогом, стремятся быть во всем похожи на него.
В современной специальной педагогике педагог должен применять индивидуальную форму обучения в следующих случаях: когда ребенок имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и в воспитании рекомендован именно индивидуальный подход, так как ребенок не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы. Обучение такого ребенка требует непрерывной индивидуальной психолого- педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения, а его сенсорные и моторные системы испытывают значительные затруднения во взаимодействии с окружающим миром. Так применительно к детям с нарушенным слухом проводятся индивидуальные занятия по формированию и развитию у них произносительной стороны устной речи, развитие остаточного слуха. Речевые нарушения у различных категорий детей корригируются преимущественно на индивидуальных занятиях. В ряде случаев психологическая помощь оказываются также в условиях индивидуальной работы. Продолжительность индивидуальных занятий 20-30 минут. Когда достигнет некоторый коррекционно – педагогический эффект на индивидуальных занятиях например : коррекционные занятия (развитее речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др., особенно в условиях интегрированного обучения, педагог начинает работу с детьми в малых группах.
Коррекционная работа при ДЦП
Комплексный характер коррекционно –педагогической работы. Это означает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. Вследствие этого необходима совместная стимуляция всех сторон психики, речи и моторики, а так же предупреждение и коррекция их нарушений. Несмотря на то, что в первые месяцы можно выявить патологию до речевого развития и нарушения познавательной деятельности, коррекционно- педагогическая и логопедическая, работа с детьми начинается после 3-4 лет.
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды, которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители- основные участники педагогической помощи при ДЦП. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у ребенка появится интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте является :
- развитие эмоционального, речевого, предметно- действенного и игрового общения с окружающими;
- стимуляция сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;
- развитие интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);
- формирование математических представлений;
- развитие зрительно-моторной координации и функциональных возможностей кисти и пальцев;
- подготовка к овладению письмом;
- воспитания навыков самообслуживания и гигиены.
Значимое место в коррекционно- педагогической работе при ДЦП отводится логопедической работе. Ее основными задачами являются:
Развитие речевого общения, улучшение разборчивости речи;
Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата;
Развитие речевого дыхания, голоса, просодики;
Формирование силы, продолжительности, управляемости голоса в речевом потоке.
Важным аспектом в работе педагога является взаимодействие с родителями воспитанников детских садов. Если у воспитателя возникают подозрения, что у ребенка может быть какое-либо отклонение в развитии от условной нормы – он должен поделиться ими с родителем и порекомендовать пройти специализированное обследование с целью уточнения состояния ребенка. Для проведения подобных бесед с родителями необходимо полностью владеть информацией, знать терминологию и уметь донести суть до родителя. То есть специалист должен пояснить родителю, что у ребенка имеются некоторые особенности поведения, особенности познавательной и игровой деятельности, которые резко отличают его от других детей и затрудняют его естественное развитие. Грамотно и компетентно это можно сделать только при условии знания и понимания основ специальной дошкольной психологии и педагогики. Таким образом, область применения знаний специальной психологии и педагогики не ограничивается только лишь системой специального образования. Этими знаниями, хотя бы их основами, должен обладать каждый педагог (воспитатель, работающий с детьми).
Литература: «Специальная педагогика» под редакцией Н. М. Назаровой Москва «Академия» 2000