МААМ-картинки

Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок

Марина Логинова
Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»

Коррекционное образование

На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок, интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках. Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам.

Публикация «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок» размещена в разделах

Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)

DTT (Discrete Trial Training) - методика обучения дискретными пробами или отдельными блоками - была разработана Иваром Ловаасом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и сейчас широко применяется практиками прикладного анализа поведения. На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок, интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках.

У данных методик есть своя несложная терминология. Например, то, что кладется перед учеником (это может быть карточка с изображением или вещь, называется «стимул». Слова, которыми учитель приглашает ученика к действию, называются «инструкция». Само действие ученика называется «реакция». А то, чему ученик обучается – это «навык».

Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам. Можно учить наименовывать (тогда инструкция будет звучать как «Это?», «Что это?» и т. п.). Это, в частности, способствует увеличению активного словарного запаса. Можно учить распознавать стимул среди нескольких (тогда инструкция будет звучать как («Где?» «Покажи…» «Дотронься до…» и т. п.). Ученик сканирует несколько изображений (предметов, выбирает затребованное (например, указывает пальцем, вполне себе полезный навык, способствует сосредоточенности, и пассивный словарный запас тоже пополняется.

У этого метода (и в целом у всех обучающих методик прикладного анализа поведения) есть обязательные условия. Среди них – непременное поощрение каждой верной реакции. И подсказки, которые не дают ученику оставаться в плену своих ошибок, помогают ему чаще отвечать правильно, и таким образом создают атмосферу успешности и способствуют быстрому продвижению в освоении навыка.

Педагоги самостоятельно выбирают поощрения для своих детей, зная и понимая их потребности, и как повлияет данное поощрение на дальнейшее состояние ребенка. Поощрения могут быть прямыми (например, конфета, печенье, шоколадка в награду за каждую верную реакцию) либо - «генерализованные» поощрения. Это 10 ярких магнитиков. За каждую верную реакцию на металлическую полоску со щелканьем ставился очередной магнитик. Когда они набирались все, «сессия» (тоже термин) считалась оконченной, и ребенок получал перерыв, в который мы занимались с ним мотивационной деятельностью. Поощрения должны со временем уменьшаться и постепенно увеличивать время занятий до перерыва (теперь за каждые 10 магнитиков получаем «звездочку», и ребенок получает доступ к мотивационной деятельности, набрав 3 звездочки).

А называется он «Метод отдельных блоков», потому что обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков: Инструкция – Реакция – Последствие (поощрение или коррекция ошибки, и между блоками следует делать очень короткий, но отчетливый передых. В такой технике с ребенком мы занимались в быстром темпе, паузу между блоками заполняло щелканье магнитика.

***

За три четверти этого учебного года ученик научился наименовывать 17 карточек «Что растет в саду?», 17 карточек с птицами и узнавать (указывать) 17 карточек «Чудеса древнего мира».

Поскольку наименовывать – это вербальный навык, то и подсказка была вербальной. Когда ученик затруднялся назвать, что за фрукт-ягода перед ней, он получал полную вербальную подсказку: «Смородина». С облегчением повторял: «Смородина», еще раз получал инструкцию: «Что это?», отвечал самостоятельно «Смородина» и получал магнитик. Чтобы не выработалось зависимости от подсказок, их следует редуцировать. Причем, как можно раньше и побыстрее. Вербальные подсказки на начальном этапе редуцируются «от наибольшей – к наименьшей». То есть при следующем затруднении подсказка уже звучит как «Смороди…». Потом «Сморо…», потом «Смо…», потом «См…». Произносить надо негромко и монотонно, как будто это ее собственные мысли, в противном случае, ученик не говорил после подсказки «Смородина», а с удовольствием доканчивал «…на». На продвинутом этапе подсказки становятся уже «от наименьшей – к наибольшей», и при затруднении я сначала слегка «подталкивала» ученика: «См…», если не вспоминал, тогда «Смо…», и на каком-то этапе он обязательно вспоминал и произносил «Смородина», получал повторную инструкцию, отвечал верно без подсказки и получал магнитик. Этот вид подсказки (от наименьшей к наибольшей) знаком большинству из нас по совместному заучиванию стихов, к примеру («Мой дя…», «Мой дядя…», «Мой дядя са…»).

Когда учились указывать на карточки, использовали т. н. «жестовую подсказку». Я показывала ученику пальцем на карточку, которую ученик затруднялсь идентифицировать. Редукция подсказки была в продолжительности жеста. Если первый раз держала палец на карточке 5 секунд, чтобы убедиться, что ученик увидел и запомнил расположение «целевого стимула» (тоже термин, то постепенно подсказка становилась мимолетной, не дольше 1 секунды.

***

А теперь о самой методике.

Она состоит из 3 этапов.

1. Этап одиночного стимула.

Перед учеником выкладывается 1 (одна) карточка с изображением целевого стимула. Дается инструкция: «Где Стоунхендж?». Этап завершается, когда происходит первая верная самостоятельная реакция. В случае с моим учеником – это после первого же раза. Но, напоминаю, что метод был разработан для работы с аутистичными детьми, у которых может просто отсутствовать реакция на инструкцию.

2. Добавление «дистракторов».

При переходе на 2 этап рядом с карточкой с изображением целевого стимула кладется дистрактор (отвлекающий стимул). Отвлекающий стимул должен очень сильно отличаться от целевого. Я клала перевернутую лицом вниз другую карточку из набора. Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе карточки меняются местами, и инструкция повторяется. При правильном ответе добавляется еще один дистрактор, и инструкция повторяется еще три раза с ротацией карточек в непредсказуемом порядке. Дети с расстройствами аутистического спектра могут показать на дистрактор, и с ними проводится процедура коррекции ошибки с использованием подсказки, описанная выше. Первые два набора мы учились по классической схеме, а потом я решила усложнить задачу, и, когда мы приступили к изучению памятников («Чудеса Древнего мира», стала использовать для дистракторов не перевернутые нейтральные карточки, а карточки с изображениями еще не изученных памятников. И в результате качество приобретенного навыка оказалось значительно хуже, чем у первых двух наборов. Ученик часто ошибается, критерия овладения навыком (80% правильных реакций) мы еще не достигли, хотя показывать пальцем проще, чем наименовывать.

По завершении 2 этапов с одним стимулом, эти же этапы проводятся еще с 2 стимулами, и потом совершается переход на 3 этап.

3. Этап свободной ротации.

На этом этапе перед учеником выкладываются три изученных стимула, и по ним выполняются инструкции (или показать на карточку и спросить: «Что это?», или спросить: «Где?»). При верном ответе производится ротация карточек в произвольном порядке, и вопрос задается еще несколько раз про разные стимулы, тоже в произвольном порядке.

При ошибке производится процедура коррекции ошибки, описанная выше.

По окончании сессии предоставляется поощрение.

Потом этапы повторяются с другими стимулами в наборе. Потом уже нужно задавать вопросы, выложив перед учеником по 6-8 символов. Критерием приобретения навыка считается 80% правильных ответов 3 дня подряд. Желательно через 1,5-2 месяца вернуться к набору и проверить, не утерялся ли приобретенный навык.

Таким образом, идя по четкому алгоритму, используя подсказки и предоставляя поощрения, можно выучить с учеником много различных слов и понятий, причем эти знания приобретаются незаметно и легко, и остаются надолго.

***

Приложение.

Списки «целевых стимулов»

Что растет в саду?

Птицы

Чудеса Древнего мира

1. Аджанта

5. Венера Милосская

6. Колизей

7. Рисунки Наски

2. Александрийская библиотека

6. Висячие сады Семирамиды

7. Колосс Родосский

8. Статуя Зевса в Олимпии

3. Александрийский маяк

7. Египетские пирамиды

8. Мавзолей в Галикарнасе

9. Стоунхендж

10. Аполлон Бельведерский

11. Карнакский храм

12. Петра

13. Сфинкс

17. Храм Артемиды в Эфесе

Публикации по теме:

Игры по развитию речи у детей Игры по развитию речи у детей. Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень простые и занимательные игры. Поиграйте в них с детьми в группе. Так.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание сказки «Колобок» с использованием метода моделирования Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста. Рассказывание сказки «Колобок» (с использованием метода моделирования).

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепкеКонспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Курочка и цыплята» по развитию речи и лепке Тема:,Курочка и цыплята" Цели:Обогащать словарь детей (курица,цыплята, цыпленок, клюет) ;содействовать употреблению простых фраз ;побуждать.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Краткосрочный проект летней оздоровительной программы «Особый ребенок: жизнь без барьеров»Краткосрочный проект летней оздоровительной программы «Особый ребенок: жизнь без барьеров» униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 5» Кратковременный проект летней.

Нестандартное оборудование в группе «Особый ребенок»Нестандартное оборудование в группе «Особый ребенок» В 2016 году в рамках реализации программы «Доступная среда» в нашем детском саду приобретено специальное оборудование для детей с особыми.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Фотоотчет об уроке «С любовью к Кузбассу» для детей школьного возрастаФотоотчет об уроке «С любовью к Кузбассу» для детей школьного возраста 1 апреля для ребят творческого объединения «Правовая азбука» ДДТ г. Мариинска прошёл Урок «С любовью к Кузбассу». Началось мероприятие со.

Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Эссе «Особый ребенок, особый учитель» Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Во время игры они постоянно изучают и исследуют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 23:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок» (включая файлы) размещена пользователем Марина Логинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД