Марина Логинова
Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)»
Коррекционное образование
На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок, интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках. Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам.
Публикация «Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ особый ребенок» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Применение метода DTT на уроке по развитию речи для детей с ОВЗ (особый ребенок)
DTT (Discrete Trial Training) - методика обучения дискретными пробами или отдельными блоками - была разработана Иваром Ловаасом из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, и сейчас широко применяется практиками прикладного анализа поведения. На сегодняшний момент методы экспериментально решили опробовать и применить для обучения детей с ОВЗ (особый ребенок, интегрируя эти методы в урок по развитию речи. Данные методы положительно себя зарекомендовали для большинства детей с ОВЗ и дают хорошую результативность на уроках.
У данных методик есть своя несложная терминология. Например, то, что кладется перед учеником (это может быть карточка с изображением или вещь, называется «стимул». Слова, которыми учитель приглашает ученика к действию, называются «инструкция». Само действие ученика называется «реакция». А то, чему ученик обучается – это «навык».
Методом отдельных блоков можно обучать разным навыкам. Можно учить наименовывать (тогда инструкция будет звучать как «Это?», «Что это?» и т. п.). Это, в частности, способствует увеличению активного словарного запаса. Можно учить распознавать стимул среди нескольких (тогда инструкция будет звучать как («Где?» «Покажи…» «Дотронься до…» и т. п.). Ученик сканирует несколько изображений (предметов, выбирает затребованное (например, указывает пальцем, вполне себе полезный навык, способствует сосредоточенности, и пассивный словарный запас тоже пополняется.
У этого метода (и в целом у всех обучающих методик прикладного анализа поведения) есть обязательные условия. Среди них – непременное поощрение каждой верной реакции. И подсказки, которые не дают ученику оставаться в плену своих ошибок, помогают ему чаще отвечать правильно, и таким образом создают атмосферу успешности и способствуют быстрому продвижению в освоении навыка.
Педагоги самостоятельно выбирают поощрения для своих детей, зная и понимая их потребности, и как повлияет данное поощрение на дальнейшее состояние ребенка. Поощрения могут быть прямыми (например, конфета, печенье, шоколадка в награду за каждую верную реакцию) либо - «генерализованные» поощрения. Это 10 ярких магнитиков. За каждую верную реакцию на металлическую полоску со щелканьем ставился очередной магнитик. Когда они набирались все, «сессия» (тоже термин) считалась оконченной, и ребенок получал перерыв, в который мы занимались с ним мотивационной деятельностью. Поощрения должны со временем уменьшаться и постепенно увеличивать время занятий до перерыва (теперь за каждые 10 магнитиков получаем «звездочку», и ребенок получает доступ к мотивационной деятельности, набрав 3 звездочки).
А называется он «Метод отдельных блоков», потому что обучение происходит в виде отдельных трехфакторных блоков: Инструкция – Реакция – Последствие (поощрение или коррекция ошибки, и между блоками следует делать очень короткий, но отчетливый передых. В такой технике с ребенком мы занимались в быстром темпе, паузу между блоками заполняло щелканье магнитика.
***
За три четверти этого учебного года ученик научился наименовывать 17 карточек «Что растет в саду?», 17 карточек с птицами и узнавать (указывать) 17 карточек «Чудеса древнего мира».
Поскольку наименовывать – это вербальный навык, то и подсказка была вербальной. Когда ученик затруднялся назвать, что за фрукт-ягода перед ней, он получал полную вербальную подсказку: «Смородина». С облегчением повторял: «Смородина», еще раз получал инструкцию: «Что это?», отвечал самостоятельно «Смородина» и получал магнитик. Чтобы не выработалось зависимости от подсказок, их следует редуцировать. Причем, как можно раньше и побыстрее. Вербальные подсказки на начальном этапе редуцируются «от наибольшей – к наименьшей». То есть при следующем затруднении подсказка уже звучит как «Смороди…». Потом «Сморо…», потом «Смо…», потом «См…». Произносить надо негромко и монотонно, как будто это ее собственные мысли, в противном случае, ученик не говорил после подсказки «Смородина», а с удовольствием доканчивал «…на». На продвинутом этапе подсказки становятся уже «от наименьшей – к наибольшей», и при затруднении я сначала слегка «подталкивала» ученика: «См…», если не вспоминал, тогда «Смо…», и на каком-то этапе он обязательно вспоминал и произносил «Смородина», получал повторную инструкцию, отвечал верно без подсказки и получал магнитик. Этот вид подсказки (от наименьшей к наибольшей) знаком большинству из нас по совместному заучиванию стихов, к примеру («Мой дя…», «Мой дядя…», «Мой дядя са…»).
Когда учились указывать на карточки, использовали т. н. «жестовую подсказку». Я показывала ученику пальцем на карточку, которую ученик затруднялсь идентифицировать. Редукция подсказки была в продолжительности жеста. Если первый раз держала палец на карточке 5 секунд, чтобы убедиться, что ученик увидел и запомнил расположение «целевого стимула» (тоже термин, то постепенно подсказка становилась мимолетной, не дольше 1 секунды.
***
А теперь о самой методике.
Она состоит из 3 этапов.
1. Этап одиночного стимула.
Перед учеником выкладывается 1 (одна) карточка с изображением целевого стимула. Дается инструкция: «Где Стоунхендж?». Этап завершается, когда происходит первая верная самостоятельная реакция. В случае с моим учеником – это после первого же раза. Но, напоминаю, что метод был разработан для работы с аутистичными детьми, у которых может просто отсутствовать реакция на инструкцию.
2. Добавление «дистракторов».
При переходе на 2 этап рядом с карточкой с изображением целевого стимула кладется дистрактор (отвлекающий стимул). Отвлекающий стимул должен очень сильно отличаться от целевого. Я клала перевернутую лицом вниз другую карточку из набора. Дается инструкция «Что это?». При правильном ответе карточки меняются местами, и инструкция повторяется. При правильном ответе добавляется еще один дистрактор, и инструкция повторяется еще три раза с ротацией карточек в непредсказуемом порядке. Дети с расстройствами аутистического спектра могут показать на дистрактор, и с ними проводится процедура коррекции ошибки с использованием подсказки, описанная выше. Первые два набора мы учились по классической схеме, а потом я решила усложнить задачу, и, когда мы приступили к изучению памятников («Чудеса Древнего мира», стала использовать для дистракторов не перевернутые нейтральные карточки, а карточки с изображениями еще не изученных памятников. И в результате качество приобретенного навыка оказалось значительно хуже, чем у первых двух наборов. Ученик часто ошибается, критерия овладения навыком (80% правильных реакций) мы еще не достигли, хотя показывать пальцем проще, чем наименовывать.
По завершении 2 этапов с одним стимулом, эти же этапы проводятся еще с 2 стимулами, и потом совершается переход на 3 этап.
3. Этап свободной ротации.
На этом этапе перед учеником выкладываются три изученных стимула, и по ним выполняются инструкции (или показать на карточку и спросить: «Что это?», или спросить: «Где?»). При верном ответе производится ротация карточек в произвольном порядке, и вопрос задается еще несколько раз про разные стимулы, тоже в произвольном порядке.
При ошибке производится процедура коррекции ошибки, описанная выше.
По окончании сессии предоставляется поощрение.
Потом этапы повторяются с другими стимулами в наборе. Потом уже нужно задавать вопросы, выложив перед учеником по 6-8 символов. Критерием приобретения навыка считается 80% правильных ответов 3 дня подряд. Желательно через 1,5-2 месяца вернуться к набору и проверить, не утерялся ли приобретенный навык.
Таким образом, идя по четкому алгоритму, используя подсказки и предоставляя поощрения, можно выучить с учеником много различных слов и понятий, причем эти знания приобретаются незаметно и легко, и остаются надолго.
***
Приложение.
Списки «целевых стимулов»
Что растет в саду?
Птицы
Чудеса Древнего мира
1. Аджанта
5. Венера Милосская
6. Колизей
7. Рисунки Наски
2. Александрийская библиотека
6. Висячие сады Семирамиды
7. Колосс Родосский
8. Статуя Зевса в Олимпии
3. Александрийский маяк
7. Египетские пирамиды
8. Мавзолей в Галикарнасе
9. Стоунхендж
10. Аполлон Бельведерский
11. Карнакский храм
12. Петра
13. Сфинкс
17. Храм Артемиды в Эфесе