Елена Юрыгина
Песочная терапия в работе с детьми с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение развития речи одна из наиболее часто встречающихся патологий развития ребенка. Причины речевых нарушений могут иметь различную природу – органические поражения при внутриутробном развитии, различные заболевания во младенческом возрасте, психологические и социально- педагогические. Но какой бы не была причина нарушения, если не заниматься коррекционной работой в сензитивный период, однозначно присоединяются вторичные нарушения развития личности в целом. В частности, недоразвитие когнитивных функций головного мозга (внимание, память, восприятие, воображение, обобщение и в дальнейшем способность устанавливать причинно-следственные связи, нарушение развития представлений об окружающем мире, сенсорное недоразвитие. Все это, влияет на способность ребенка, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, на возможность полноценно организовать игровое пространство, творчески его преобразовать.
Публикация «Песочная терапия в работе с детьми с нарушением речи» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с нарушением развития речевой деятельности, медленнее и не в полном объеме усваивают образовательную программу ДОУ.
Особыми образовательными потребностями таких детей являются:
Потребность в обучении вербальным и невербальным способам коммуникации;
Развитие эмоционального и социального интеллекта;
Развитие всех компонентов речи;
Потребности в развитии понимания сложных предложно-падежных конструкций;
Потребность в навыках развития устного высказывания, связной диалогической и монологической речи;
Потребность в обучении основам языкового анализа и синтеза.
• Формирование навыков чтения и письма.
• Развитие навыков ориентации в пространстве и зрительно-моторной координации.
• Воспитанники с ОНР нуждаются в индивидуальном подходе в коррекционной работе и усвоению образовательной программы.
На сегодняшний день существует большое количество форм коррекционной работы с детьми в образовательной и самостоятельной деятельности. К ним относятся: рассказывание, беседа, театрализованные игры, игры драматизации, продуктивная деятельность, артикуляционная и дыхательная гимнастики, подвижные игры с правилами, разучивание стихов, потешек, настольно-печатные и дидактические игры и многое другое. К современным методам можно отнести кинезиологию, биоэнергопластику, Су Джок и песочную терапию.
Песок – один из первых природных материалов с которым начинает взаимодействовать ребенок. Малыши с удовольствием «лепят» из него куличики, могут завороженно смотреть как высыпается песок из ведерка, пробуют его на вкус, возят в маленьких грузовичках и даже рисуют на нем. Песок привлекает своей пластичностью, изменчивостью, поддатливостью. Играя с песком невозможно ошибиться, здесь всегда есть возможность построить заново, что-то убрать или добавить, не нарушая конструкции. В песочнице можно играть одному, вдвоем или группой. И всегда это будет очень интересная игра.
Применяя метод песочной терапии в коррекции речевых нарушений можно ставить перед собой сразу несколько задач:
Развитие познавательной активности;
Развитие тактильной чувствительности и сенсорного развития;
Развитие высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление);
Развитие игровых навыков;
Развитие навыков коммуникации;
Стабилизация эмоционального состояния и «заземление» негативных эмоций;
Обогащение пассивного и активного словаря;
Развитие мелкой моторики;
Развитие фонематического слуха и автоматизации и дифференциации звуков.
Игровая деятельность обычно начинается с «пробуждения» тактильной чувствительности и начинает игру, как правило, взрослый. Например, словами. «Песок, мягкий, мне приятно» или «Песок влажный и прохладный, а что чувствуешь ты?». Первоначально чувственные переживания ребенка могут быть совсем незначительными, но со опытом и поддержкой педагога тактильные ощущения станут более дифференцированными. В ходе этой работы обогащается активный словарь ребенка. Следующим шагом в работе с песочницей будет момент оставления следов. Можно попросить ребенка провести линии на песке одним пальчиком, ладонью, ребром ладони, волнистые прямые. Пока ребенок рисует важно спросить о его переживаниях, а также попросить пофантазировать на что похож рисунок.
В песочнице возможна и пальчиковая гимнастика, для этого педагог просит ребенка оставить следы одним пальцем, пальцы вместе, но сжаты, пальцы разжаты, кулаком, ладонью.
Для детей постарше возможна групповая игра с сюжетной линией, где необходимы речевые коммуникации, умение задавать вопросы, выслушивать устную инструкцию, делиться, помогать друг другу.
В игровой форме педагог может закреплять поставленный звук, повторять пройденный материал.
Работа с детьми ОНР требует включение в процесс коррекции новых форм и методов, вызывающих у детей эмоциональный отклик, способствующих развитию интереса к казалась бы обычным логопедическим занятиям. И игры и занятия, с использованием песочной терапии, как нельзя лучше подходят для эффективной коррекционной работы.