Татьяна .Козекаева
Статья «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей с природой начинается с первых шагов. С большим интересом дети участвуют в самой разной исследовательской деятельности.
В процессе исследования дошкольник имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты.
Одна из форм исследовательской деятельности – экспериментирование.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Публикация «Статья „Ознакомление детей дошкольного возраста с природой средствами познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В дошкольном возрасте он – ведущий. И уже давно никому не нужно доказывать, что приобретённые самостоятельно знания более прочны и осознанны.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Экспериментирование способствует развитию активной, самостоятельной творческой личности. Проведение экспериментов, занимательных опытов развивает наблюдательность, интеллектуальные и творческие способности, расширяет кругозор, углубляет знания, даёт навыки исследовательской деятельности.
О проведённом эксперименте и полученных результатах необходимо рассказать, сделать выводы, а значит, стимулируется развитие речи.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учёным.
Для развития у детей способности видеть не только внешние свойства окружающего мира, но и познавать внутренние связи и отношения, а также умения анализировать и делать выводы необходимо создать условия для организации исследовательской деятельности в группе детского сада.
Это создание специальной предметно – пространственной среды.
Уголок экспериментирования должен включать:
- «центр воды и песка»;
- «мини – лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом;
- схемы – модели алгоритмов проведения опытов;
- коллекции камней, песка, ракушек, растений;
- картотеку «Опыты и эксперименты»;
- альбомы с фотографиями;
- дидактические игры.
Очень много возможностей для наблюдений и экспериментов предоставляет сама природа. На прогулке в любое время года отводится большая роль играм – экспериментам.
В тёплое время года проводятся игры с песком, с водой.
Такие эксперименты можно провести на прогулке зимой:
- замораживание воды;
- рассматривание сосулек;
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-определение направления ветра;
- наблюдение за срезом сугроба;
- изготовление цветных льдинок;
- рисование на снегу цветной водой.
Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира.
Использование целенаправленного систематического применения данного метода даёт возможность ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
При этом преобразования, которые он проводит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, фантазию.
Руководя исследовательской деятельностью, необходимо создавать специальные условия для решения познавательной задачи, чтобы дать возможность творческому самовыражению ребёнка