Людмила Макарова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Измерение. Ознакомление с меркой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познавательно-исследовательская деятельность.
Задачи:
Образовательные: Формировать умения детей пользоваться меркой для измерения длины, ширины, высоты предметов. Познакомить с гибкой сантиметровой лентой. Систематизировать накопленную и полученную информацию. Не ограничивать свободу действий, дать положительную оценку. Помочь запомнить пословицу: «Семь раз отмерь один раз отрежь».
Продолжить формирование мыслительных операций: анализ (разложить, синтез (соединить, сравнение, обобщение, классификация, оперативной памяти (быстрой, соотносить число и цифру.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Измерение, Ознакомление с меркой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Закрепить прямой, обратный счет, а так же счет от любого числа, пространственное восприятие: вправо-влево, вверх-вниз, состав числа, время года, равенство предметов.
Развивающие: развивать наблюдательность, мыслительную активность, интеллектуально-математическое развитие, слуховое и зрительное внимание. Формировать мотивацию познания, познавательно-исследовательских умений, слушать и слышать, смотреть и видеть, доводить начатое дело до конца.
Воспитательные: развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Воспитывать стремление оказывать помощь другим.
Интеграция областей:
Здоровье: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, повышение их самооценки через исследовательскую деятельность.
Познание - ТРИЗ: формировать умения детей нестандартно мыслить, поддерживать творчество, учитывая способности. Умение кодировать знакомую пословицу.
Коммуникация: формировать умение детей согласовывать числительное с существительными в единственном и множественном числе, согласовывать числительное с прилагательными. Называть прилагательные, отвечая на вопрос: «Какие?». Объяснять значения слов. Умение образовывать слова по аналогии. Формировать навык полных ответов.
Безопасность: закреплять навыки безопасного поведения в помещении при пользовании меркой.
Труд: продолжать закреплять навыки и умения самостоятельно готовить рабочее место и убирать его после занятия.
Физическая культура: выполнять двигательную физминутку по тексту.
Индивидуальная работа: развивать аккуратность, внимательность, добиваться активного участия на занятии.
Материал: карточки с цифрами 1-10, карточки для пространственного восприятия (домики, виды мерок для измерения параметров предмета, полоски разной длинны, лента, палочка, рулетка, гибкая сантиметровая лента, лепестки с цифрами на состав числа, бубен: «шум моря».
Предварительная работа: проверка рабочих мест, напоминание об осанке.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1.- Предлагаю детям рассказать о себе, используя прилагательные: «какие дети?»
Дети: (воспитанные, добрые, умные).
- Как вы думаете кого сегодня больше? Мальчиков или девочек? Как проверить? (встать парами, построиться в две шеренги, посчитать).
Дети садятся за столы.
2.- Игра: «Считай прямо и обратно» (от названного числа)
от
1 – 6 10 – 2 1 – 8 10 – 6
3 – 8 9 – 3 7 – 4 9 – 4
3.- Игра: «Посели жильцов» (на столах карточки – домики)
Воспитатель:- сколько в доме этажей?
Дети: в доме три этажа.
В :- сколько подъездов?
Дети: В доме три подъезда.
В: - покажите первый подъезд, второй подъезд, третий подъезд.
В:- покажите первый этаж, второй этаж, третий этаж.
В:- Заселять жильцов будем слева направо
- Задание: - в первом подъезде на втором этаже живет одна ягодка.
- во втором подъезде на третьем этаже живут два цыпленка.
- в третьем подъезде на третьем этаже живут три ромашки.
В:- Сколько ягод (цыплят, ромашек) всего?
Дети: всего шесть предметов. Потому-то 1 + 2 + 3= 6
В: - Кого больше (меньше?
Дети: ромашек больше потому что их 3. Ягод меньше потому что их 1.
В: - Как сделать поровну?
Дети: (убрать, добавить).
В: - Как можно по другому сказать?
Дети: (одинаково, столько же, поровну).
В:- Если у дома три этажа, как он называется?
Дети: дом трехэтажный.
В:- Как называется дом у которого пять (шесть, десять) этажей?
Дети: Дом пятиэтажный; Дом шестиэтажный; Дом десятиэтажный.
В:- Что такое небоскреб?
В:- Как вы думаете, что означает это слово.
Дети: это очень высокий дом, до самого неба.
Физминутка: Тарики, тарики
Летали комарики
Летали, кружились
В правое ухо вцепились. Кусь.
4. Новый материал
В:- Как вы думаете, что означает пословица: «Семь раз отмерь один раз отрежь».
Дети: Это значит, что нужно точно отмерить несколько раз, потом отрезать.
Дети: Чтобы не ошибиться, необходимо несколько раз отмерить.
В:- Как можно зарисовать пословицу?
Дети: 7 ___
В:- Чтобы измерить предмет, нам нужна мерка. Мерка – от слова мерить.
В:- Что может быть меркой (достаю и показываю детям)
Дети: полоска бумаги, палочка, карандаш, лента, линейка.
В:- Чтобы измерить большой предмет, можно использовать деревянный метр, рулетку.
- Практическая деятельность детей.
- На столах лежат полоски. Что вы можете о них сказать?
Дети: (они разные по длине). Длинная и короткая. Синяя полоска длинная, красная полоска короткая.
В:- Предлагаю детям при помощи короткой полоски измерить длину стола, затем при помощи длинной. Показать. При измерении вы ставите метки на столе карандашом или (фишкой, чтобы знать точное количество мерок.
В:- Сколько мерок вышло, когда мерили короткой (длинной) полоской?
Дети: когда мерили короткой полоской получилось 12 мерок, когда мерили длинной полоской получилось 8 мерок.
Вывод: Чем меньше мерка, тем больше результат, чем больше мерка, тем меньше результат. (делают дети).
В: - Как вы думаете, чем можно измерить длину по кривой (обхват талии, обхват груди, окружность головы).
Дети: - Нам нужен гибкий метр (рассмотреть) или по-другому сантиметровая лента
- Практическая деятельность: дети измеряют у себя, друг у друга окружность головы, обхват талии, объем груди.
В: - Что можно измерить при помощи сантиметровой ленты еще?
Дети: (Рост человека).
В: - Кто из детей самый высокий?
Дети: называют.
В:- В группе кто самый высокий?
Дети: воспитатель.
5. Информация для детей
Мерки можно использовать:
1. При строительстве дома (строители, плотники).
2. При пошиве одежды (швея, закройщик)
3. При пошиве обуви. Как называется? (сапожник).
4. В спорте при прыжках в длину, в высоту (спортсмены, легкоатлеты).
Физминутка: (бубен «Шум моря» Море волнуется 1,2,3 - фигура из 2 детей замри (3, 4, 5).
6.Повторение пройденного материала:
- Какое время года? Просыпается природа, распускаются цветы и в нашей группе сейчас вырастут необычные цветы. Распуститься цветам помогут дети.
- Предлагаю выложить лепестки на состав числа.
7. Заключительная часть:
В: - Ребята вы любите получать подарки? А дарить?
Дети: отвечают.
В: - Предлагаю дидактическое упражнение: «Подарки».
Дети: - Я подарю Кате два больших апельсина. Я подарю Саше пять новых машин.
В: - Я вам тоже хочу подарить подарок, найти вы его должны сами по плану группы (ватман).
Дети: самостоятельно ориентируясь по плану группы находят подарок.