Татьяна Бичикова
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Современный этап модернизации российского образования предполагает решение ряда актуальных задач: запуск механизмов саморазвития всех образовательных систем; превращение образования в действенную силу развития общества; создание условий для формирования гибкой, адаптивной, активной личности. Успешность функционирования общества, как считают многие ученые, напрямую связана с активностью каждого индивида. В современном обществе одной из актуальных задач воспитания детей дошкольного возраста признается развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития познавательно - исследовательских способностей ребенка через деятельность.
Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Познавательная деятельность - деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир в многообразии его явлений, связей и отношений. Познает ребенок мир двумя формами: восприятием и мышлением.
В процессе восприятия познаются внешние признаки окружающей действительности (цвет, форма, величина, материал и т. д., в процессе мышления познаются внутренние, существенные признаки, некоторые закономерности, связи и отношения. Восприятие и мышление тесно связаны между собой, в генетическом плане первым формируется восприятие, но очень рано оно становится основой мышления. Восприятие питает мышление, а мышление готовит восприятие, совершенствует, делает его более точным, целенаправленным. [5]
В дошкольном возрасте ребёнок способен к первым формам обобщения, анализа, синтеза, умозаключения, абстракции. Но такое изучение окружающего осуществляется детьми, как правило, в нагляднообразной форме, в ходе конкретной деятельности с изучаемыми предметами, объектами, явлениями. В ходе исследовательской деятельности нужно создавать такие ситуации, которые дошкольник может разрешить благодаря проведению опытов и экспериментов, анализировать, делать вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает знанием о том или ином физическом законе, явлении
Но как свидетельствуют работы Б. М. Теплова, Э. Стоунса, М. И. Лисиной и других авторов, «без специальных комплексных воздействий педагога познавательная деятельность не перерастает в адекватную деятельность. Необходима специально организованная работа, направленная на эффективное протекание данного процесса, в связи с чем требуется выявить средства, влияющие на формирование познавательной-исследовательской деятельности старших дошкольников» [5]
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на который можно опереться. Работа должна быть начата с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, создания уголка экспериментирования.
Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования распределены по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте в доступном количестве.
В уголке экспериментирования имеются приборы - увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы, природный материал, различные виды бумаги, медицинские материалы, утилизированный материал, прочие материалы.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно дети видят возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Опыты помогают, развивают мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связь между живым и не живым в природе ” .
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждении. Экспериментирование выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, она может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, а также одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Эта работа стимулирует познавательную и творческую активность ребенка и в полной мере отвечает педагогике сотрудничества. Результаты опытов могут фиксироваться в детских рисунках, в календаре экспериментов при помощи опорных схем, освещаются в сюжетно-ролевой игре «Телевизор» в разделе «Интересное сегодня». [1]
Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть обрамлена другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:
-чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем опыты и эксперименты;
-познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка)
- познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или реке времени)
-занимательные игры-опыты
-игры-эксперименты
-решение проблемных ситуаций [4]
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Дети делают открытия и удивляются вместе с Утенком - Замудрёнком, Незнайкой. Вместе с серьезным Знайкой и любопытной Капелькой, с Буратино и Чипполино задают вопросы «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Во время проведения игр-опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции, часто в этих играх дети сталкиваются с проблемными ситуациями, которые необходимо решать. Например: Утенку - Замудрёнку, в инкубатор нужно положить одно яйцо, но только сырое, разбивать нельзя, потому что оно одно. Как узнать. Какое вареное, какое сырое? Так же в игре с водой и яйцом дети узнали, что в соленой воде яйцо не тонет, большая плотность воды (поговорили о мертвом море, которое может держать даже человека). Все поставленные перед детьми проблемные задачи были направлены на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка в эмоционально познавательной деятельности. Дети сами искали ответы и решения, высказывали свои суждения, что дало возможность развить у них понимания возможности разных вариантов, решения проблемной задачи[3]
По характеру мыслительных операций выбрали обобщающие эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого раньше по отдельным этапам и сравнительные, позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта.
По результатам итогового мониторинга по методике А. И. Ивановой, В. С. Юркевича на базе МБДО «Д/С «Ромашка», подготовительной группы «Звездочки» отмечается положительная динамика:
Высокий уровень познавательного интереса повысился на 10%, средний уровень повысился на 5% и низкий уровень, понизился на 15%. У детей возрос интерес к экспериментированию, дети приобрели новые знания о различных предметах, находят причинно следственные связи, анализируют процесс. У детей появилась потребность решать вопросы экспериментальным путём и попытки работать самостоятельно. Давая словесный отчёт об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, а могут логически рассуждать. Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование, будучи внутренне мотивированной деятельностью, таит в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности у дошкольников.
Библиографический список
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 20015.
3. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
5. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. - 1982. - №4.